Мособлдума хочет взять под контроль безопасность на поездах

В связи со столкновением поездов в Наро-Фоминском районе Подмосковья, унесшим жизни шести пассажиров, депутаты Мособлдумы требуют передать региону полномочия по организации системы безопасности на железнодорожном транспорте. Вопрос о подготовке собственных поправок в действующее законодательство станет обсуждаться на заседании транспортного комитета областного парламента в среду. Об этом «Известиям» сообщил председатель комитета Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Андрей Вихарев.

- Сегодня регионы фактически не имеют полномочий по организации системы безопасности на железнодорожном транспорте: мы устанавливаем тарифы, строим путепроводы через железнодорожные переезды, но организация работы железной дороги по перевозке граждан от начала и до конца находится в компетенции государственной корпорации РЖД, - пояснил Вихарев. - Чтобы пресечь трагедии в таких сложных системах, нужно способствовать развитию общественного контроля и открытости корпораций.

После аварии было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».

- От того, что будет названо экспертами причинами произошедшего - человеческий фактор или механическая авария, проблема независимой оценки и контроля не разрешится, - говорит Вихарев.

Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков полагает, что получение областью преференций в сфере обеспечения безопасности на железнодорожной инфраструктуре бессмысленно.

- Передача субъекту полномочий по контролю за безопасностью на железнодорожном транспорте идет вразрез с существующей практикой и нормами законодательства, - заявил Свириденков. - Кроме того, это будет весьма тяжело осуществить технически, поскольку станции, на которых проходят регламентные процедуры - смены локомотивных бригад, техническое обслуживание локомотивов и другие сопутствующие мероприятия, совсем не совпадают с географическими границами субъектов. А останавливать дополнительно поезда на пересечении железной дороги с границей Московской области - значит, сделать невыполнимым график движения поездов. Также это потребует новой инфраструктуры и больших денежных затрат.

Эксперт добавил, что власти области могли бы проверять на безопасность пригородные поезда.

- Единственное, что могло бы быть в компетенции Подмосковья, - это выработка своих требований к техническому состоянию пригородных поездов, - отметил Свириденков. - Однако всё равно, проверять на соответствие такую инфраструктуру, как рельсы, например, эксперты от области не смогут, так как она принадлежит РЖД.

По словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, железнодорожная сеть - это единая система, которая должна управляться «одними руками».

- Беспокойство областных депутатов понятно, однако ни в одной стране мира вопросы безопасности на международной железнодорожной сети - а в данном случае был иностранный, украинский оператор - не могут быть переданы в ведение региона, - заявил эксперт. - В свою очередь, хочется отметить, что власти области уже сработали на отлично - эвакуация пострадавших и переброска пассажиропотока по направлению, где произошла трагедия, с железной дороги на другие виды транспорта были выполнены оперативно и успешно.

Напомним, грузовой и пассажирский поезда столкнулись днем 20 мая на перегоне Бекасово-Нара на юго-западе Московской области. 16 вагонов грузового поезда, перевозившего контейнеры, сошли с рельсов. Два вагона пассажирского поезда Москва-Кишинев пострадали в результате столкновения. По предварительным данным, жертвами аварии стали шесть человек, около 50 получили травмы.

В настоящее время причины аварии устанавливаются. Следствием рассматриваются три версии произошедшего: ненадлежащее состояние подвижного состава грузового поезда, ненадлежащее состояние железнодорожных путей и нарушения в действиях членов локомотивной бригады грузового поезда.