Как стало известно «Ъ», Минфин вновь видоизменил требования к рейтингам банков, в которых госкомпании и госкорпорации могут размещать свои временно свободные средства. В последнем варианте проекта этих требований речь идет не о жесткой минимальной планке рейтингов, а об их привязке к суверенному рейтингу России. Так, рейтинги банков, в которых можно размещать госсредства, могут быть ниже суверенного рейтинга РФ, но не более чем на четыре ступени (то есть не ниже BB- в настоящее время). Увязка с суверенным рейтингом предусмотрена лишь для рейтингов от международных рейтинговых агентств. Для рейтингов банков от российских агентств в новой редакции проекта по сравнению с предыдущей ничего не поменялось. Они должны быть максимальными (ААА от НРА, A++ от АКМ и «Эксперт РА», A- от «Русрейтинга»).
Эту информацию «Ъ» подтвердил замминистра финансов Алексей Моисеев. По его словам, на очередной пересмотр разрабатываемой методики Минфин подвигли действия агентства S&P по снижению 25 апреля рейтинга РФ по обязательствам в иностранной валюте до BBB- с BBВ. «В предыдущей версии проекта это потребовало бы аналогичного пересмотра требований по банковским рейтингам»,- пояснил господин Моисеев. По его словам, финальная версия проекта постановления правительства уже находится на согласовании в Минюсте.
Работа над рейтинговыми требованиями к банкам для размещения госсредств начиналась в конце прошлого года с ужесточения. Поводом для этого стали факты утраты средств, размещенных в банках несколькими госкорпораций, в результате отзыва лицензий у кредитных организаций. В частности, у Фонда ЖКХ в Инвестбанке зависло 1,5 млрд руб., при этом он соответствовал действующим на тот момент достаточно мягким требованиям по рейтингам. После этого правительство решило увеличить планку по международным рейтингам до BBB-, но впоследствии, поняв, что в список банков для размещения госденег попадают вместо возможных сейчас 60 всего 25 игроков, либерализовало свою позицию, разрешив, в частности, использовать и максимальные рейтинги национальных агентств для системно значимых банков. Это расширило круг банков - потенциальных партнеров госкорпораций до 30 игроков.
Требованиям финальной версии, по подсчетам отдела рейтинга кредитных институтов «Эксперт РА» Станислава Волкова, будут удовлетворять 45 банков.
Изменения, предложенные Минфином, актуальными окажутся далеко не для всех. Дело в том, что руководство госкомпаний имеет право пересматривать предложенные правительством критерии в сторону ужесточения. И большинство госкорпораций, по экспертным оценкам, размещающих в банках до 1 трлн руб. временно свободных средств, вообще ограничиваются лишь госбанками и крупнейшими частными банками. Например, это практиковали в «Газпроме», Росатоме и, по сведениям «Ъ», в ВЭБе. А недавно придерживаться такой политики стал и Фонд ЖКХ. Он теперь размещает средства лишь в Сбербанке, ВТБ, Россельхозбанке, Газпромбанке, ВТБ 24 и Банке Москвы.
Впрочем, даже если новые требования правительства будут востребованы госкорпорациями, их риски полностью это не исключит. «В случае понижения суверенного рейтинга России список банков для размещения госсредств будет автоматически расширяться»,- говорит аналитик Moody's Семен Исаков. А это именно то, от чего с помощью поправок пытались уйти. В Минфине о таких рисках знают. Вариантом решения проблемы могла бы быть привязка рейтингов банков к суверенному рейтингу не по международной, а по национальной шкале. Он понижению не подлежит.
Ольга Ъ-Шестопал