Китайцы придут в Тулу со своим самоваром

Крупный частный китайский автоконцерн Great Wall Motors планирует сегодня в рамках визита Владимира Путина в КНР подписать с администрацией Тульской области соглашение о строительстве в регионе собственного завода мощностью 150 тыс. автомобилей в год, сообщила компания на Гонконгской бирже. На первом этапе GWM планирует вложить $340 млн (2,1 млрд юаней), затем инвестиции могут вырасти до $513 млн (3,2 млрд юаней). Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, добавляют, что соглашение будет трехсторонним: вместе с губернатором области Владимиром Груздевым и президентом GWM Вэй Цзяньцзюнем его подпишет и ОАО «Тульская региональная корпорация развития ГЧП». Договор, по данным «Ъ», предусматривает завод полного цикла с цехами штамповки, сварки, окраски и сборки.

Источники «Ъ» говорят, что на мощность в 150 тыс. машин предприятие «выйдет не сразу, а по мере увеличения спроса». Завод планируется построить в индустриальном парке «Узловая», куда уже подведена вся инфраструктура. В этом случае GWM, у которого нет соглашения о промсборке в России, может получить региональные льготы на десять лет - обнуленный налог на имущество и налог на прибыль на уровне 15,5%. В администрации Тульской области и тульской корпорации развития вчера отказались от комментариев, связаться с представителем GWM не удалось.

GWM давно хочет построить завод в России. В июне 2013 года администрация Приморского края сообщала, что автоконцерн через два года может запустить производство мощностью 150 тыс. автомобилей в Уссурийске, инвестиции оценивались в $600 млн. Проект так и не был реализован. В конце марта советник-посланник посольства КНР в Москве Чжан Ди говорил, что GWM «активно обсуждает» с Тульской областью строительство крупного завода. Сама область много лет прорабатывает развитие автокластера по аналогии с созданным в Калужской области. Но пока серьезных проектов не было: лишь в 2011 году на базе бывшего Тульского комбайнового завода планировалось запустить сборку отечественных малолитражных автомобилей «Мишка».

В Минпромторге относятся к проекту «с настороженностью». «Компания несколько раз заявляла разные планы развития в России, что наводит на мысли о том, что проект может быть не реализован в заявленной конфигурации»,- отметили там. Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, говорят, что «Тульская область договаривалась о проекте с GWM самостоятельно, делая упор на региональных льготах», инициатива «не исходит из Москвы». «Но рано или поздно GWM может потребовать дополнительных льгот, получить которые может быть сложно, учитывая осторожное отношение к китайским автосборочным проектам. При невысокой локализации они могут составить конкуренцию отечественным автозаводам и автоконцернам, у которых есть промсборка»,- отмечает один из источников «Ъ».

Сейчас Great Wall (внедорожники H3 и H5 и пикап Wingle) собирают в Липецкой области. Это производство было запущено в марте, максимальная мощность - 150 тыс. автомобилей в год, объем инвестиций в проект - 10 млрд руб. (3 млрд руб. вложено). Предприятие принадлежит дистрибутору GWM в России «Ирито». Источники «Ъ» на рынке сообщают, что GWM «давно хочет собирать машины самостоятельно, а соглашение с 'Ирито' действует до 2017 года». При этом, говорят они, запуская собственную сборку в России, автоконцерн может сделать ставку на бренд Haval. «Его компания продвигает отдельно, презентация запланирована на Московском автосалоне»,- говорит один из источников «Ъ».

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам 2013 года GWM занимал 0,7% рынка России, продав 19,9 тыс. автомобилей (рост на 39%). В этом апреле продажи компании упали на 23%, до 1,7 тыс. машин. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что китайские автоконцерны давно хотят выйти на российский рынок и сейчас GWM «мог воспользоваться позитивной политической конъюнктурой». Но на первом этапе объем производства вряд ли превысит несколько десятков тысяч машин, а рентабельность «будет достаточно низкой», считает он. Решение строить завод самостоятельно господин Беспалов объясняет возможным желанием GWM «со временем забрать» и производственную, и дистрибуторскую маржу.

Егор Ъ-Попов; Ольга Ъ-Ранних, Тула