НПЗ не успевают за ростом пошлин

Минэнерго направило в правительство предложения по очередному изменению налоговой политики в нефтяной отрасли, сообщили «Ъ» в ведомстве. Ранее правительство предполагало, что с 2015 года нефтяники будут платить экспортную пошлину на мазут в размере 100% от нефтяной ставки (сейчас на нефть платится около $385 за тонну, а на мазут - 66% от этой суммы). Это могло дать бюджету дополнительно 250 млрд руб. в год. Теперь Минэнерго настаивает на плавном повышении пошлины: с 2015 года - 80%, с 2016 года - 90%, с 2017 года - 100%, объясняя это тем, что при уплате 100% уже с 2015 года маржа переработки на НПЗ с высоким выходом мазута может стать отрицательной, а производство бензинов сократится на 1-4 млн тонн.

Минэнерго предлагает сфокусироваться на увеличении ставки НДПИ на нефть, доведя ее до 625 руб. за тонну с 2015 года (сейчас 493 руб. за тонну, в 2015 году при сохранении текущей политики - 530 руб.), при этом снизив ставку экспортной пошлины на нефть с 57% до 51% в 2015 году. Изменения могут коснуться и пошлин на бензин: с 2016 года ведомство предлагает снизить их до 85% от нефтяной ставки (сейчас 90%), с 2017 года - 75%, с 2018 года - до ставки дизтоплива (в 2014 году - 65% от нефтяной).

Чтобы сократить влияние налогового маневра на потребителя (меры могут привести к увеличению цены на нефть внутри страны и удорожанию нефтепродуктов), по мнению Минэнерго, необходимо снизить ставки акцизов на бензин и дизтопливо. Но при существующей налоговой модели акцизы являются основным источником средств для дорожного фонда, который должен быть значительно увеличен. Владимир Путин поставил перед правительством цель удвоить объем строительства автодорог в стране. Как предлагается решить проблему платежей в дорожный фонд, в Минэнерго не пояснили.

Налоговый маневр в нефтяной отрасли применяется с 1 января 2014 года (за этот год должен дать бюджету дополнительно 36 млрд руб.). Сейчас он предусматривает снижение ставок пошлин на нефть и нефтепродукты при увеличении ставки НДПИ. Как ранее сообщал Минфин, правительство планирует придерживаться взятого курса и в следующие три года, но пока параметры налоговой политики на 2015-2017 годы не определены. Вчера в правительстве и Минфине комментировать предложения Минэнерго отказались. Источник в Минфине уточнил «Ъ», что изменения требуют дальнейшего обсуждения.

Другой собеседник «Ъ», знакомый с ситуацией, рассказал «Ъ», что Минэнерго представило свои предложения нефтяникам и от большинства «не получило негативной реакции». В прошлом году практически все крупные нефтекомпании выступили против налогового маневра, так как опасались снижения рентабельности добычных проектов из-за роста НДПИ, роста внутренней цены на нефть и нефтепродукты и возможных последствий увеличения пошлины на мазут. По результатам первого квартала 2014 года «Роснефть» оценивала отрицательный эффект от применения новой налоговой политики в 2 млрд руб.

В «Башнефти» в целом позитивно оценивают налоговый маневр, в том числе из-за снижения экспортных пошлин (объем переработки у «Башнефти» превышает объем добычи нефти, компания экспортирует около 40% нефтепродуктов). Вице-президент компании по экономике и финансам Денис Станкевич подчеркнул «Ъ», что недопустимо повышение налоговой нагрузки на отрасль в целом и увеличение НДПИ должно сопровождаться снижением акциза и пошлин на нефть и нефтепродукты, а также сохранением льгот по НДПИ. «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и «Роснефть» отказались от комментариев. Источник в одной из них отметил, что «резкие и необдуманные меры в рамках налоговой политики могут снизить инвестпривлекательность нефтекомпаний».

По данным Андрея Полищука из Raiffeisebank, предложения Минэнерго связаны с тем, что нефтяники запаздывают с модернизацией НПЗ и сейчас экспортируют около 60 млн тонн мазута в год. Но эксперт полагает, что даже при снижении акциза правительству вряд ли удастся свести к нулю дополнительную нагрузку на конечного потребителя.

Анна Ъ-Солодовникова