Сечин просит Медведева финансировать транспортный узел Мурманска

Проект развития МТУ реализуется на принципе частно-государственного партнерства. Газета «Коммерсант» писала, что в правительстве обсуждают сокращение госфинансирования проекта на 31,5 миллиарда рублей, чтобы перенаправить эти средства на развитие портов Азово-Черноморского бассейна России и Крыма.

Мурманский транспортный узел - крупнейший транспортный узел у северных берегов РФ, Мурманский порт - самый северный из незамерзающих портов России. Проект комплексного развития МТУ предусматривает создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе строительство угольного и нефтяного терминалов (разрабатываются по отдельным проектам инвесторами), развитие железнодорожной инфраструктуры, включая строительство ветки Выходной-Лавна, а также реконструкцию угольного и строительство контейнерного терминалов на восточном берегу Кольского залива.

Общий объем финансирования проекта составляет 132,3 миллиарда рублей, в том числе 56,6 миллиарда рублей - средства федерального бюджета и 75,7 миллиарда рублей - внебюджетные источники.

Аргументы «Роснефти»

Как пишет Сечин в письме к Медведеву, строительство железнодорожной ветки на западном берегу Кольского залива, предусмотренное проектом комплексного развития МТУ, имеет ключевое значение в системе логистической инфраструктуры шельфовых проектов «Роснефти» в Арктике.

«Роснефть» реализует масштабную программу освоения шельфа арктических морей, напоминает Сечин. Одним из основных факторов ее эффективности является создание крупных транспортных узлов. Компания совместно с правительством Мурманской области и федеральными ведомствами создает на восточном берегу Кольского залива в поселке Росляково береговую инфраструктуру для обеспечения шельфовых проектов в Арктике.

Сечин поясняет, что в перспективе «Роснефть» планирует создать на территории базы обеспечения арктических проектов на западном берегу Кольского залива центр сборки буровых платформ и строительства нефтеперерабатывающих мощностей (нефтяной терминал).

Поддержать и сохранить

Однако, пишет президент «Роснефти», на заседании рабочей группы по железнодорожному транспорту под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича 1 апреля принято решение о приостановке исполнения госконтракта ФКУ «Ространсмодернизация» с «Стройгазконсалтингом» на разработку рабочей документации и строительство ж/д ветки на западный берег Кольского залива. Согласно письму, там же решено подготовить предложения о корректировке проекта развития МТУ с уменьшением госинвестиций на сумму не менее 31,5 миллиарда рублей.

По мнению Сечина, эти решения фактически прекращают реализацию проекта по развитию МТУ. Железная дорога на восточном берегу Кольского залива в настоящее время используется на пределе пропускной способности, и увеличение объемов перевалки в Мурманском морском торговом порту приведет к значительным проблемам на участке Мурманск-Ваенга.

«Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание приоритетность разработки арктических шельфовых проектов для топливно-энергетического комплекса РФ, прошу Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать дальнейшую реализацию проекта 'Комплексное развитие Мурманского транспортного узла' и дать поручение сохранить предусмотренное для проекта финансирование», - резюмирует Сечин.

Источник в компании, в свою очередь, сообщил, что сохранение программы и предусмотренных для ее финансирования бюджетных средств полностью соответствует интересам компании. При этом он отметил, проект нужно было обновить, поскольку с момента его создания несколько изменились акценты.

«Учитывая, что техническое задание на проектирование никак не синхронизировано с потребностями компании и сделано в 2009 году, пересмотр госконтракта на проектирование в целом вполне соответствует интересам компании при условии ее деятельного и содержательного участия в формировании идеологии программы», - сказал собеседник агентства.

Интересы в Мурманске

СМИ в конце 2013 года писали, что «Роснефть» может стать основным инвестором проекта развития Мурманского транспортного узла. Проект реализуется через ОАО «Управляющая компания 'Мурманский транспортный узел' (40% принадлежит СУЭК, 25% - РЖД, по 15% - у 'Росморпорта' и 'Роснефти', 5% - у правительства Мурманской области).

В частности, сообщалось, что 'Роснефть' планирует выкупить доли СУЭК, 'Росморпорта' и администрации области. Компания намерена построить терминал в Мурманском порту, арендовав территорию 'Арктикморнефтегазразведки'. Однако Сечин сообщал журналистам, что 'Роснефть' рассматривает Мурманск как базу для подготовки офшорных проектов.

Летом 2013 года 'Роснефть' подписала соглашение с администрацией Мурманской области о создании мощностей по производству, перевалке, регазификации сжиженного природного газа, а также развитии портовой особой экономической зоны.