Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе заседания совета национальных инвесторов 11 апреля 2014 года поднял тему легализации капитала, находящегося в тени, в преддверии вводимого всеобщего декларирования доходов и расходов и дал поручение правительству разработать проект закона «Об амнистии капитала»
«Полагаем, в контексте данного поручения имеется целесообразность рассмотрения вопроса возможности проведения в Казахстане 'оффшорной амнистии', когда бизнесмены, которые захотят добровольно вернуть центры прибыли в Казахстан, не будут преследоваться по закону. То есть, необходимо создать условия, при котором компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, где учредителями являются казахстанские физические и юридические лица, без риска преследования перерегистрировались бы в Казахстане», - сказала Аккожа на совете по противодействию коррупции и теневой экономике при Национальной палате предпринимателей РК.
По ее мнению, данная мера является актуальной в свете практики западных стран последних лет, к примеру, Кипра, при которой с легкостью могут быть приняты конфискационные меры по отношению к иностранному капиталу.
Аккожа отметила, что в экспертной среде обсуждается вопрос о необходимости принятия единого нормативного правового акта в виде Закона РК «О регулировании предпринимательской деятельности через оффшорные зоны», отправной точкой которого была легализация вывезенного капитала и разовая налоговая амнистия.
«Полагаем, что компании, которые выводят прибыль за рубеж, не должны пользоваться государственной поддержкой, льготами, преференциями. Более того, необходимо создать такие условия, при которых они не смогут рассчитывать на участие в государственных программах и получение государственных заказов», - добавила председатель фонда.
Как проинформировала Аккожа в своем докладе, еще одной важной задачей является ревизия всех соглашений об избегании двойного налогообложения.
«У нас договоры с различными государствами сильно отличаются друг от друга даже в принципиальных моментах. Ревизия договоров, анализ результатов их применения позволит понять, какие меры необходимо принять по корректировке международных соглашений и внутреннего законодательства», - сказала она.
Другим направлением решения проблемы деоффшоризации является интенсификация работы по заключению договоров с оффшорными юрисдикциями об отмене налоговой информацией.
«Налоговые службы большинства стран хотят знать конечных бенефициаров оффшорных счетов и компаний, и Казахстан тут не исключение. Применение двухсторонних соглашений об обмене налоговой информацией с оффшорными зонами, в конечном счете, должно сделать невыгодным использование оффшорных юрисдикций», - добавила Аккожа.
Как сообщила председатель фонда со ссылкой на международных экспертов, выведенные из Казахстана в оффшорные зоны средства оцениваются в 138 миллиардов долларов.
«Согласно данным Tax Justice Network, Казахстан входит в десятку стран, лидирующих по выводу денег в оффшорные зоны. Среди стран, в которые вложены казахстанские инвестиции, можно назвать такие страны как Нидерланды, Великобритания, Швейцария, так и Виргинские острова, Кипр, Люксембург. Одной из причин недавно проведенной девальвации тенге экспертами называется именно отток капитала», - заключила он.