Россия окрыляет Китай

Завтра президент Владимир Путин встретится в Шанхае с председателем Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпином. По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, к поездке господина Путина в Шанхай 20-21 мая готовится «фантастический пакет документов»: он насчитывает 43 соглашения, из которых будет подписано около 30.

Военно-техническая составляющая «фантастического пакета» будет представлена, по словам источников «Ъ» в российской делегации, двумя проектами, нацеленными на «наращивание совместного технологического потенциала». Первый проект касается создания совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета: российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) уже подготовила его эскизный проект и соответствующее технико-экономическое обоснование. «Эта разработка должна стать конкурентом для самолетов американского и европейского производства, Китай заинтересован в создании не менее 1 тыс. образцов,- говорит собеседник 'Ъ'.- Если все сложится удачно, то в перспективе мы выйдем на создание совместного предприятия, которое станет полноценным конкурентом тому же Airbus и Boeing. Мы готовы закупать эти самолеты и для своих нужд».

Второй проект - разработка тяжелого вертолета для нужд китайских военных и гражданских структур. «Мы предлагали им осуществить закупку вертолетов Ми-26, однако этот вариант наших партнеров не устроил,- сказал собеседник 'Ъ'.- Мы услышали их пожелание по созданию вертолета, способного перевозить грузы до 15 тонн, поэтому предложили концепцию глубокой модернизации Ми-26, выразив готовность начать ее разработку фактически с нуля и исключительно под заказчика».

По сведениям «Ъ», для проработки этого вопроса перед встречей лидеров двух стран сегодня в Китай вылетят вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. Россия, таким образом, готова начать трансфер технологий авиационного производства, хотя ранее Китай зачастую прибегал к созданию нелицензионных копий российских самолетов (основываясь на характеристиках истребителя Су-27, они создали свой самолет - J-11B). «Мы готовы пойти на передачу ряда технологий при создании совместных производств, поскольку тогда создание образцов будет вестись на паритетных началах и под нашим контролем»,- говорит собеседник «Ъ».

С 2006 по 2010 год ВТС России и Китая развивалось крайне медленно. Причиной этого, как рассказывал «Ъ» гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин, стал резкий рост производственных мощностей китайских оборонных предприятий: «Им уже не требуется закупать для своих вооруженных сил готовые изделия в том количестве, как в предыдущие годы». Связи между двумя странами оживились к концу 2011 года, когда в авиации и авиастроении сумма контрактов приблизилась к $1 млрд. В 2012 году Россия и Китай заключили крупнейший контракт стоимостью около $700 млн на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф. Тогда же стороны подписали рамочный контракт по дизель-электрическим подлодкам «Амур-1650», его сумма оценивается не менее чем в $2 млрд. В 2013 году стороны сошлись в вопросе количества истребителей Су-35 для ВВС Китая (24 машины плюс по три запасных двигателя к каждой). В 2014 году стало известно, что Владимир Путин дал добро на поставку Пекину новейших систем ПВО С-400.

По словам источника «Ъ», близкого к Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, в 2013 году Пекин приобрел российских вооружений и военной техники на сумму более $1,8 млрд, таким образом, заняв четвертое место по закупкам российской продукции военного назначения. «Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона является для нас одним из самых привлекательных, наши позиции там достаточно крепки, поэтому ориентироваться мы будем в ближайшие годы именно на него, президент такую позицию разделяет»,- утверждает собеседник «Ъ».

Но говорить о том, что военно-техническое сотрудничество Китая и России идеально, нельзя: трудности возникают при заключении практически каждого контракта. Так, например, согласившись на поставку Су-35, Китай уже впоследствии потребовал внести изменения в облик самолета: в частности, оборудовать кабину пилота китайской авионикой. Однако испытать такую машину на территории РФ практически невозможно. Собеседники «Ъ» надеются, что после визита господина Путина в Китай вопрос «подвисших» контрактов будет разрешен в кратчайшие сроки.

Иван Ъ-Сафронов