'Вымпелком' ионизирует розницу

Условия опциона на покупку розничной сети «Ион» опубликованы в отчетности Vimpelcom Ltd по форме 20-F за 2013 год. В зависимости от финансовых показателей ритейлера по итогам 2016 года, а также «при удовлетворении определенных условий» «Вымпелком» заплатит за 100% розничной сети от $80 млн до $140 млн, говорится в отчете. Реализация опционного договора, заключенного в декабре 2013 года, начнется с января 2017 года. В пресс-службе «Вымпелкома» не стали уточнять, какие мультипликаторы будут применяться при оценке ритейлера.

О том, что «Вымпелком» может приобрести «Ион», источники «Ъ» сообщали еще в сентябре 2013 года. В декабре «Вымпелком» и «Ион» объявили о стратегическом партнерстве, в рамках которого ритейлер решил перейти на бренд «Ноу-хау». Сейчас из ста салонов «Иона» в Москве, Подмосковье, Рязанской и Тверской областях 54 салона переведены под бренд «Ноу-хау». В этих салонах посетители могут не только приобрести цифровую технику, но и настроить ее. При этом в отдельной монобрендовой зоне «Билайна» продаются контракты оператора. Согласно договору, в 2014 году только в Москве будет работать сто точек «Ноу-хау», к концу 2015 года - 150 точек. На момент объявления о партнерстве стороны не обсуждали продажу 100% «Иона». Как рассказывал тогда коммерческий директор «Иона» Александр Болотов, «Вымпелком» интересовался покупкой контрольного пакета. В пятницу он отказался обсуждать сделку.

В группу компаний «Цифровой центр 'Ион'» входят несколько юридических лиц, основные из которых - ООО «Мобиленд» и ООО «Мобильные решения». Владельцем первого, по данным Kartoteka.ru, является Андрей Бачурин, второго - Александр Юров. Бренд «Ион» зарегистрирован на ООО «Мобиленд». По итогам 2012 года выручка «Мобиленда» выросла на 31,5%, до 981 млн руб., валовая прибыль - на 31,7%, до 861,5 млн руб., чистая прибыль сократилась на 48,6%, до 579 тыс. руб.

Цифровой центр «Ион» входит в топ-15 крупнейших ритейлеров в России; в 2013 году его выручка составила 9-10 млрд руб., подсчитал гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По мнению гендиректора ритейлера Enter Сергея Румянцева, стоимость «Иона» «ближе к нижней границе заявленного Vimpelcom диапазона».

В последнее время «Вымпелком» увеличивает инвестиции в собственную розницу. Как сообщал оператор в отчетности за первый квартал 2014 года, его монобрендовая сеть выросла в три раза: сейчас по всей России насчитывается свыше 1,2 тыс. точек «Билайна». На эти салоны приходится 39% продаж контрактов «Вымпелкома». Договор о развитии монобренда «Вымпелкома» в феврале 2011 года заключен еще с одним ритейлером - «Евросетью». По этому соглашению в 2013 году «Евросеть» получила от «Вымпелкома» $16,4 млн, сообщается в отчетности Vimpelcom Ltd. Между тем исполнительный вице-президент «Вымпелкома» Александр Поповский в апреле заявлял «Интерфаксу», что оператор «не намерен наращивать число магазинов до сумасшедших цифр».

Помимо собственной розницы «Вымпелкому» принадлежит 50% «Евросети», остальные акции у «МегаФона». В прошлом году «Евросеть» принесла владельцам убыток. Так, «МегаФон» сообщил о чистом убытке, приходящемся на его долю в «Евросети», в размере 202 млн руб. Vimpelcom Ltd показала годовой убыток от ассоциированных компаний $159 млн (5,2 млрд руб. по курсу Центробанка), связав его со снижением доходов «Евросети» и увеличением потерь от бизнеса канадского телекоммуникационного оператора Wind Mobile. Какая часть убытка приходится на «Евросеть», в пресс-службе «Вымпелкома» не сообщили. Президент «Евросети» Александр Малис сказал «Ъ», что бизнес ритейлера прибылен.

Мария Ъ-Коломыченко