Минэкономразвития определило претендентов на средства фонда национального благосостояния (ФНБ): перечень из семи проектов включен в обновленный макроэкономический прогноз (копия есть у «Ведомостей»).
В этом году из-за «возросшей экономической неуверенности» инвестиции в основной капитал сократятся на 2,4%, ожидает Минэкономразвития. Но с 2015 г. министерство рассчитывает, что рост инвестиций восстановится - на те же 2,4%. А одним из драйверов станут инвестиции в транспортный сектор, в том числе за счет использования средств ФНБ, пишет Минэкономразвития.
По 150 млрд руб. из ФНБ правительство уже выделило «Автодору» на строительство ЦКАД и РЖД на модернизацию БАМа и Транссиба. Еще 150 млрд руб. должны были пойти на высокоскоростную магистраль Москва - Казань, но РЖД пока так и не смогла защитить проект. Теперь эти деньги могут пойти на новые проекты, которые отберет Минэкономразвития.
Сейчас в списке Минэкономразвития семь проектов, на которые из ФНБ суммарно требуется 472 млрд руб., четыре из них могут быть одобрены уже в ближайшее время. Проект Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслана Байсарова по освоению элегестского месторождения и строительству железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино уже почти прошел вторую стадию оценки - комплексное обоснование, рассказывает замминистра экономического развития Николай Подгузов. А «Росатом» представил документы с комплексным обоснованием строительства АЭС «Ханхикиви» в Финляндии, говорит он. После утверждения в Минэкономразвития проекты должен одобрить Минфин, а затем может быть принято решение о начале финансирования.
Также на следующей неделе наблюдательный совет Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) рассмотрит еще два проекта, которые претендуют на деньги ФНБ: строительство интеллектуальных сетей совместно с «Россетями» и «Ликвидация цифрового неравенства» вместе с «Ростелекомом». Для проектов с участием РФПИ предусмотрен упрощенный порядок утверждения: для получения средств ФНБ достаточно решения набсовета фонда.
Чем больше проектов, тем более жесткой будет конкуренция между ними и тем лучше они будут проработаны, замечает чиновник финансово-экономического блока. Но инициаторам проектов следует как можно быстрее и качественнее готовить документы, продолжает он: на каком-то этапе Минфин может сказать, что свободные средства в ФНБ закончились.
По состоянию на 1 мая в ФНБ было 3,13 трлн руб., или 4,3% ВВП. До 40% ФНБ, или 1,25 трлн руб., может быть размещено в рублевых активах, в том числе до 655 млрд - на депозитах ВЭБа. Поступления в ФНБ в долгосрочной перспективе ограничены, а потребность в подушке безопасности для пенсионной системы лишь обострится из-за неблагоприятной демографической ситуации, предупреждал Минфин в бюджетной стратегии до 2030 г.: увеличение инвестиций в российские проекты может быть рискованным.
Первые четыре проекта, готовых к утверждению, уже претендуют более чем на 200 млрд руб. из ФНБ. У каждого свой график финансирования, главное - чтобы проекты запускались, замечает другой чиновник финансово-экономического блока.
В очереди за средствами ФНБ еще три проекта, самый крупный из них - развитие Московского авиационного узла (МАУ), на который потребуется порядка 200 млрд руб. из ФНБ. Уже разработаны существенные условия будущих концессионных соглашений - развитие МАУ предполагает запуск нескольких (от четырех до семи) отдельных концессионных проектов. Средства ФНБ принципиальны для МАУ, объяснял «Ведомостям» топ-менеджер, участвующий в подготовке проекта: получить дешевые длинные деньги в банке в таком объеме нереально.