К началу апреля 2014 г. в России насчитывалось 27,6 млн абонентов широкополосного доступа (ШПД), его проникновение по домохозяйствам составляло 50,4%, следует из отчета Telecom Daily. Кварталом ранее абонентов было 27,1 млн, а проникновение составляло 49,5%. Проникновение широкополосного доступа в России действительно превысило 50%, подтверждает эти расчеты аналитик iKS-Consulting Кирилл Татусь.
Прирост абонентской базы ШПД в I квартале 2014 г. в основном обеспечили два оператора: «Ростелеком» и «Транстелеком» (ТТК), говорит Татусь. По данным Telecom Daily, из 500 000 абонентов, подключенных в январе - марте, на них пришлось почти половина. По итогам I квартала пять крупнейших российских розничных ШПД-операторов («Ростелеком», «Эр-телеком холдинг», МТС, «Вымпелком» и ТТК) вместе обслуживали почти 70% российских пользователей фиксированного интернета, подчеркивает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
И Татусь, и Кусков признают, что рынок ШПД в российских регионах близится к насыщению. Рост абонентской базы замедляется - если по итогам I квартала прошлого года количество абонентов за год выросло более чем на 6%, то по итогам I квартала 2014 г. годовой рост абонентской базы составил 5%, говорит Кусков. Большинство российских абонентов сосредоточены в крупных городах, где большинство домохозяйств уже подключены к широкополосному интернету, объясняет он снижение темпов роста. В крупных городах наращивать абонентскую базу можно скорее за счет слияний и поглощений более мелких компаний, которые сейчас обслуживают около 30% российских абонентов, считает Кусков. Но количество интересных для покупки компаний не безгранично, к тому же не все активы продаются, отмечает он.
Подстегнуть рост абонентской базы ШПД могла бы экспансия операторов в малые города и другие небольшие населенные пункты, считает Кусков. Конкуренция там невелика, а проникновение ШПД зачастую не превышает 20-30%, отмечает он. Именно работой в малых населенных пунктах можно объяснить высокие темпы роста ШПД-подключений «Ростелекома» и ТТК, считает Татусь: первый присутствует в небольших населенных пунктах, даже в селах, а у ТТК магистральные каналы проходят вдоль железных дорог и потому его сети есть там, куда другим провайдерам добраться проблематично, добавляет Татусь.
Большинство последних исследований подтверждает, что рынок фиксированного интернета в крупных городах перенасыщен, признает представитель «Вымпелкома» Екатерина Лебедева. При этом зачастую оценки аналитиков отличаются друг от друга, поскольку абоненты постоянно мигрируют от одного провайдера к другому, говорит она.
Проникновение ШПД-услуг в России неравномерно: в Москве оно находится на уровне 80%, а в регионах - менее 40%, отмечает представитель МТС Дмитрий Солодовников. При этом треть рынка контролируют локальные игроки, говорит он. По его словам, МТС привлекает абонентов дополнительными услугами, высокими скоростями доступа, возможностью сэкономить, пользуясь пакетными предложениями МТС (например, ШПД вместе с цифровым ТВ), а также скидками на ШПД для сотовых абонентов компании. Дополнительные услуги позволили МТС увеличить средний ежемесячный доход с абонента (ARPU) в 2013 г. на 9%, подчеркивает Солодовников.