Проведенное группой европейских ученых исследование показало, что перспектива получения рыцарского звания мешает топ-менеджерам эффективно управлять компаниями. В частности, они зачастую отказываются повышать прибыльность путем сокращения рабочих мест, опасаясь вызвать недовольство общественности и политиков.
Закономерность была выявлена на опыте компаний Новой Зеландии, где рыцарские звания были упразднены в 2000 г. и затем вновь введены в 2009 г. Новозеландские топ-менеджеры, лишившись шанса на получение рыцарства, стали гораздо решительнее прибегать к жестким мерам повышения прибыльности. Когда же такой шанс вновь появился, это негативно сказалось на показателях компаний. Ожидание правительственной награды заставляло руководителей действовать в ущерб интересам акционеров.
«Мы и раньше знали, что для руководителей очень важны нематериальные поощрения, но не знали, насколько сильно это влияет на их поведение», - говорит Лайнус Сайминг, младший преподаватель финансов в миланском Университете Боккони, проводивший исследование совместно с Конрадом Раффом, преподавателем из амстердамского Свободного университета.
Исследователи сравнивали показатели компаний, руководители которых могли рассчитывать на почетный титул, и тех, во главе которых стояли лица, родившиеся за рубежом и, таким образом, лишенные этой возможности. Выяснилось, что для амбициозных руководителей репутация имеет большую ценность, чем деньги. «Поэтому, - отмечает обозреватель Financial Times Джонатан Гатри, - неудивительно, что генеральный директор ради рыцарского звания может пожертвовать каким-то бонусом, положенным за хорошую прибыль».
После упразднения института рыцарства в компаниях, руководимых несостоявшимися рыцарями и дамами, маржа чистой прибыли выросла на 52% по сравнению с компаниями из контрольной группы. Но как только государство вернуло рыцарство, показатель снизился на 44%.
Авторы отчета полагают, что политики могут использовать рыцарство в качестве недорогого инструмента для поощрения компаний, сохраняющих избыточные рабочие места. Сайминг отмечает также, что влияние этого нематериального фактора на прибыльность более всего заметно в отраслях со сравнительно низким уровнем конкуренции, в частности на рынке связи. Менее всего это влияние проявлялось в высококонкурентных секторах вроде сельского хозяйства - там стремление превзойти соперников заставляло компании ориентироваться в первую очередь на финансовые показатели.
По мнению исследователей, в Новой Зеландии закономерность проявлялась особенно заметно еще и потому, что в этой стране крайне малы затраты компаний на увольнение сотрудников, а значит, сокращение штата - один из самых простых способов повысить прибыльность.
В Великобритании практика награждения руководителей бизнеса рыцарским титулом часто подвергается критике, но это обычно вызвано не заботой о прибыльности, а опасениями, что люди могут получать рыцарство в обмен на денежные пожертвования политическим партиям.
FT, 16.04.2014, Александр Силонов