Росимущество подготовило и направило на согласование поправки (есть у «Ведомостей») в распоряжение правительства 2006 г., регулирующее выплату дивидендов госкомпаниями и госбанками. Документ направлен на согласование в ведомства.
Росимущество предлагает правительству обязать Федеральную службу по тарифам (ФСТ) учитывать при расчете тарифов для монополий ежегодную выплату ими дивидендов не менее 25% чистой прибыли по МСФО (см. врез). ФСТ и сейчас де-факто закладывает в тариф норму прибыли, но де-юре об этом нигде не сказано, объясняет сотрудник Росимущества, и менеджмент монополий при согласовании с правительством и Росимуществом дивидендов говорит, что компания не может заплатить или просит разрешения заплатить меньше 25%.
Базой для расчета дивидендов монополий Росимущество предлагает брать максимальную из двух величин: чистую прибыль по финансовой отчетности или «чистую прибыль, учтенную ФСТ при утверждении тарифа». Это заставит менеджмент монополий работать эффективнее, объясняет сотрудник Росимущества: «Сейчас в тариф закладывается норма прибыли, монополия соглашается. Но в течение года менеджмент несколько раз пересматривает бюджет, добавляет расходы, и прибыль выходит гораздо меньшей, чем планировалась».
ФСТ предложение Росимущества не согласовала, оно приведет к росту тарифов для потребителей, говорит представитель ФСТ: «Вопрос дивидендов должен решаться не за счет тарифа, а, например, за счет сокращения издержек».
Что касается особых правил расчета дивидендов монополий, то это поставит монополии в худшие условия по сравнению с другими госкомпаниями, продолжает другой сотрудник ФСТ. Во-первых, прибыль, посчитанная ФСТ, - это прогноз, он может разойтись с фактической прибылью по объективным причинам, говорит он. Во-вторых, доля прибыли от реализации товаров или услуг, тарифы на которые устанавливает государство, разнится: почти вся прибыль «Транснефти» формируется за счет тарифа, а у «Газпрома» прибыль на регулируемом рынке невелика. В-третьих, прогноз прибыли считают не всем - например, не считают для энергетиков, заключает он.
Запрос в Минфин и Росимущество остался без ответа. В «Газпроме», РЖД, «Транснефти», «Россетях» и ФСК от комментариев отказались или обещали выполнить решение акционера. В пресс-службе «Ростелекома» сообщили, что компания проект поправок не получала. Представитель первого зампреда правительства Игоря Шувалова не смог сказать, обсуждал ли он предложение Росимущества.
Если речь идет только о прибыли от тарифной составляющей, то инвесторы монополий не слишком много получат, констатирует аналитик «Анкоринвеста» Сергей Вахрамеев. У «Газпрома» доля тарифной выручки в 2013 г. составила 18%. У «Транснефти», наоборот, почти вся прибыль - от тарифных доходов, ее инвесторы могут выиграть, но только если компания начнет платить дивиденды по МСФО, а не по РСБУ, подчеркивает аналитик: «Сейчас она не консолидирует дочек и показывает минимальную прибыль, а при такой ситуации выгода от любых поправок ничтожна».
У «Россетей» и ФСК тарифные доходы составляют 99% прибыли, указывает Владимир Скляр из «Ренессанс капитала», компании в последние несколько лет показывают убыток, но их свободного операционного потока хватит для выплаты дивидендов.
У «Ростелекома» доля тарифной выручки - менее трети. Государство регулирует тарифы на междугородную и местную связь, причем постепенно снимает регулирование в разных регионах.
Предложение выглядит несколько странно: обычно распределению подлежит часть фактической чистой прибыли, а не прогнозируемой, и в законе об акционерных обществах есть норма, что источником выплаты дивидендов является чистая прибыль акционерного общества, указывает директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. Распределять незаработанные деньги невозможно: если менеджмент не выполняет бизнес-план, его нужно менять, резюмирует эксперт.
В подготовке статьи участвовали Олег Сальманов, Алина Фадеева, Милана Челпанова, Елена Ходякова