Система по выдаче микрокредитов пользователям социальных сетей mili.ru за прошлый год выдала кредитов на $1 млн, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании «Панда», владеющей системой, Леван Назаров. По его словам, весь прошлый год шла отладка системы и полноценный запуск состоялся лишь в декабре 2013 г. С тех пор показатели системы растут на 30-40% каждый месяц, говорит Назаров.
Mili.ru основали три предпринимателя - Назаров, операционный директор «Панды» Грант Алавердян и директор по развитию Георгий Белоцерковский, сын Бориса Белоцерковского - владельца компании «Уникум», когда-то крупного поставщика игровых автоматов, а сейчас производителя автоматов для продажи еды и напитков. По словам Назарова, основатели инвестировали 35% от $2,5 млн, вложенных в mili.ru, другие инвесторы - профессионалы финансового рынка.
Система работает только с пользователями соцсетей, которые могут получить микрокредит на сумму от 2000 до 12 000 руб. сроком от трех дней до месяца, следует из информации на сайте системы. Эффективная ставка - 1,6% в день, говорит Назаров. Средний кредит в I квартале составил 6000 руб., а процент невозврата - 20%, добавляет он.
Для сравнения: у компании «Домашние деньги», занимающейся микрокредитованием, уровень невозврата - 24,5%, тогда как у международных компаний он еще выше - 26-27%, говорил полтора года назад в интервью «Ведомостям» Евгений Бернштам, председатель совета директоров Adela Financial Retail Group.
Для оценки кредитоспособности система использует традиционные федеральные базы ненадежных заемщиков, а также то, как заемщик пользуется соцсетями и другими интернет-сайтами - в каких местах он отмечается, какими устройствами пользуется, кто его друзья, какие фильмы и музыку он предпочитает, говорит Назаров. Он уточняет, что система учитывает местонахождение пользователя - в Москве и во Владивостоке вкусы заметно отличаются и то, что в одном городе свидетельствует о ненадежности заемщика, в другом может быть вполне безобидным фактором.
Назаров уверен, что оценка по активности в соцсетях позволяет точнее оценить надежность заемщиков и работа с соцсетями дает его бизнесу преимущество перед традиционными компаниями по микрокредитованию. По его словам, она также позволяет серьезно сэкономить на привлечении клиентов, показывая рекламу микрокредитов в соцсетях только тем, кому они интересны и кто вернет их в срок. Назаров говорит, что работа с соцсетями позволяет поймать мошенников, которые обычно рассказывают о своих похождениях друзьям. В результате у mili.ru самая маленькая анкета для получения кредита - всего из семи пунктов, которую нужно заполнить лишь однажды в салоне «Евросети» или «Связного». Для повторного же получения кредита никуда приходить уже не нужно. Mili.ru делает ставку именно на возврат клиентов: в 2013 г. каждый пользователь системы получил в среднем по три кредита.
Показатели mili.ru в «Евросети» постоянно растут, говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская. По ее словам, за I квартал 2014 г. число выданных в «Евросети» микрозаймов mili.ru удвоилось по сравнению с предыдущим кварталом и сравнялось с общим показателем за весь 2013 год. При этом средняя сумма одного микрокредита в «Евросети» через mili.ru меньше 5000 руб. - ниже, чем по другим партнерам. «Что, собственно, также объясняет популярность услуги, представленной в формате «займа на карманные расходы», - считает Смольская.