Такое предложение содержится в письме руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева от 24 апреля в правительство и ЦБ (копия есть у «Ведомостей»). В нем говорится, что с марта 2013 г. только ФАС получила более 1200 обращений граждан из 56 регионов. Все они жалуются на навязывание дополнительных услуг при продаже полисов ОСАГО, перенос офисов урегулирования убытков в удаленные места, неправомерное применение коэффициента «бонус-малус» и, соответственно, завышение стоимости страховки. Если год назад жалобы были только на «Росгосстрах», то теперь в списке более 30 компаний, пишет Артемьев. Если вначале стоимость навязанных услуг составляла 300-400 руб., то теперь «в ряде случаев в 1,5-2 раза превышает стоимость» полиса ОСАГО.
Решить проблему можно двумя способами, говорится в письме. Включить в готовящиеся ко второму чтению в Госдуме поправки в закон «Об ОСАГО» два пункта. Ввести «период охлаждения», в течение которого страхователь может отказаться от покупки полиса (действует в потребительском кредитовании), и обязать других страховщиков принимать заявления на выплаты при отсутствии по месту жительства потерпевшего его «собственной» страховой компании.
Альтернатива - кардинальная реформа ОСАГО. Собирать деньги за полисы и производить выплаты в этом случае должно отраслевое объединение - Российский союз автостраховщиков. За страховщиками останется лишь роль агентов. Они будут продавать полисы и собирать с потерпевших документы. Их комиссия составит 20%. Остальное получит Российский союз автостраховщиков (РСА). «В случае недостаточности у РСА средств для выплат страхового возмещения резервы могут пополняться за счет средств государства», - пишет Артемьев. В этом случае будет предусмотрен механизм его пополнения при помощи правительства или ЦБ, аналогичный тому, что есть у Агентства по страхованию вкладов, пояснил «Ведомостям» замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.
Помимо прочего новая система освободит страховщиков «от убыточности ОСАГО», но при этом снизится заинтересованность страховщиков «в качестве обслуживания» клиентов при наступлении страхового случая, говорится в письме Артемьева.
Центральный банк изучает предложения ФАС, сообщил представитель регулятора. Его коллеги из правительства и РСА предложение Артемьева комментировать не стали.
Восьмидесяти процентов сборов от продажи полисов должно хватить на выплаты, считает чиновник Минфина. Но проблемы навязывания услуг «в нагрузку» это никак не снимает, замечает сотрудник аппарата правительства.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина считает идею интересной и как минимум заслуживающей внимательного обсуждения. «Если страховые компании не начнут себя вести цивилизованно, и такая идея сможет получить реализацию, - говорит она. - Компании много кричат о недостаточности тарифа, сами придерживая полисы и создавая дефицит на фоне разговоров о грядущем повышении тарифа. Не стоит манипулировать рынком».
Замминистра финансов Алексей Моисеев, наоборот, против реализации идеи ФАС. Он напоминает, что цель Минфина - к 2020 г. либерализовать рынок ОСАГО.
В штыки восприняли идею Артемьева и страховщики. Это лечение симптомов, а не самой болезни, считает гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов.
«Так стоит делать, когда еще нет сформировавшегося рынка», - отмечает вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. Изменение роли страховщиков не изменит положения дел с несоответствием тарифа реальным затратам, замечает первый зампред правления «Согаза» Николай Галушин.
«Все последние предложения ведут к национализации страхового рынка, если уже передавать в РСА жесткий контроль и тарифы, то не только по ОСАГО, но и по автокаско, идея заманчива для государства, думаю, что мы к этому сейчас идем», - считает гендиректор «ЭРГО Русь» Александр Май.
Предложения ФАС решают главную проблему - тотальных неоплат убытка, замечает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. У компаний не будет экономического мотива занижать выплаты, чтобы увеличить свою прибыль, зато он появится у РСА. «Модель нежизнеспособна, РСА - это некоммерческая организация, - говорит генеральный директор СК 'Оранта' Дмитрий Игнатьев. - Союзу понадобится дорогостоящая инфраструктура, которую страховые компании создали за счет акционеров. А из каких средств будет ее создавать РСА?» «Потери страховщиков будут минимальными, будем обрабатывать входящий поток, не платить 10 из 20% посредникам. Точка. А риски пусть несет РСА как хочет», - соглашается Май.
«Качество и скорость урегулирования убытка - конкурентное преимущество страховых компаний, а ФАС предлагает забрать это у них, - рассуждает Тюрников. - Отсутствие конкуренции всегда ведет к ущемлению прав потребителей». «Если ответственности на страховщиках не будет, а основной смысл деятельности будет заключаться в получении 'комиссии', то зачем нужно будет вкладываться в технологии и качество персонала и обслуживания? Агентов в стране полно, адекватных страховщиков мало. Нет необходимости и тех немногих превращать в агентов», - говорит Галушин. «Если перевести все убытки ОСАГО на ремонт на аккредитованных СТОА с расчетом убытка по единой методике аккредитованным экспертом, то страховщики и сами справятся с проблемой без передачи своих функций фактически общественной организации», - считает Игнатьев.