Вчера глава Минпромторга Денис Мантуров в ходе посещения Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) сообщил, что внедорожники для проекта «Кортеж», который предполагает разработку линейки отечественных автомобилей для первых лиц, будут производиться на мощностях УАЗа (75,9% принадлежат «Соллерсу»). Он заявил, что «уже поставлена точка в этом вопросе»: на УАЗе в рамках проекта будут собирать не только машины для чиновников, но и «производить внедорожники более доступного класса», используя ту же платформу. По словам министра, УАЗ после 2017 года может выпускать до 40 тыс. таких внедорожников. В «Соллерсе» вчера подтвердили «Ъ», что компания выбрана производителем внедорожников для «Кортежа».
Проект «Кортеж» прорабатывается с 2012 года, включает создание и производство премиального автомобиля для первых лиц, а также машин сопровождения - мультивэна, седана и внедорожника. Производство планируется начать в 2017-2018 годах. Осенью 2013 года НАМИ стал единственным исполнителем госзаказа по разработке автомобилей в рамках проекта. Объем бюджетных инвестиций в «Кортеж» оценивается на уровне 12,4 млрд руб. до 2017 года включительно. В этом году из бюджета уже выделено 3,61 млрд руб. Общие инвестиции в проект вице-премьер Аркадий Дворкович оценивал в 22-24 млрд руб.
В прошлом году вице-премьер заявлял, что цена внедорожника может начинаться от 2 млн руб., а седанов бизнес-класса - от 1-1,5 млн руб. Но вчера источник на авторынке сообщил «Ъ», что в планах «Соллерса» сделать внедорожник на платформе «Кортежа» «действительно массовым автомобилем», цена которого в 2017 году «будет менее 1 млн руб.».
Денис Мантуров также заявил, что в качестве других производителей автомобилей в рамках «Кортежа» рассматриваются группа ГАЗ Олега Дерипаски, Volkswagen, у которого есть производство в Калуге, московский ЗИЛ, реанимацией которого занимается СП Сбербанка и правительства Москвы «МосавтоЗИЛ». Принять участие в проекте, по словам министра, может и КамАЗ, который «рассматривается как возможный партнер Mercedes» по запуску производства в России седанов премиального бренда (Daimler в КамАЗе принадлежит 11% акций).
Но вчера господин Мантуров подчеркнул, что «окончательное решение Mercedes пока не принято, они находятся в процессе выбора площадки». Аркадий Дворкович осенью говорил, что партнерами проекта «Кортеж» могут стать также Magna, Continental и Porsche.
Господин Мантуров отметил, что «Соллерс» может стать и производителем микроавтобусов на платформе «Кортежа». Решение об этом должно быть принято в ближайшее время. На их производство претендует и группа ГАЗ, которая является крупнейшим российским производителем легких коммерческих автомобилей (LCV). Производителя седанов определят к середине лета, а окончательно со всеми площадками Минпромторг рассчитывает определиться до конца года.
Собеседники «Ъ» среди автопроизводителей говорят, что УАЗу, продажи которого падают (в марте - на 21%, до 3,3 тыс. машин, по итогам 2013 года - на 15%, до 51,6 тыс. машин), очень нужна сборка внедорожников «Кортежа». «Соллерс» «давно ищет пути загрузки завода новыми моделями» (сейчас выпускает внедорожники и LCV UAZ), в том числе и через стратегическое партнерство с крупным иностранным автоконцерном. В «Соллерсе» сообщили «Ъ», что платформа в рамках проекта «Кортеж» «войдет в новую продуктовую линейку УАЗа». Но это не исключает появления в ней других новых платформ, «в том числе в рамках стратегического партнерства с кем-либо из крупных иностранных автопроизводителей».
По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», для УАЗа выгодна сборка внедорожников в рамках «Кортежа», у завода есть свободные мощности, а инвестиции в модернизацию будут невелики - на уровне десятков миллионов долларов. При стабильном спросе завод сможет продавать от 20 тыс. новых внедорожников в год, считает эксперт. В ближайшие три года УАЗ планирует инвестировать в модернизацию около 1,8 млрд руб., но, но мнению Дениса Мантурова, дополнительных средств для модернизации производства «Кортеж» не потребует, инвестиции «Соллерса» потребуются только на закупку оснастки.
Егор Ъ-Попов, Юлия Ъ-Галлямова