МОСКВА, 17 апр -. Продажи туров в страны дальнего зарубежья на майские праздники сократились, по разным оценкам, на 15-40% по сравнению с прошлым годом из-за ослабления рубля. Продажи туров в страны СНГ, наоборот, выросли, показал проведенный опрос экспертов.
«Большее влияние на сезон оказывает валютная чехарда. В феврале начался резкий рост евро по отношению к рублю, это вызвало падение спроса на большинстве европейских направлений. Продажи снизились на 20-30% по сравнению с прошлогодними показателями - это касается как майских праздников, так и летнего периода в целом. Ситуация на рынке сейчас сложная, во многом непредсказуемая. Клиенты боятся принимать решение о поездках, тратить деньги, хотят понять, что будет с экономикой. Предпочтения туристов смещаются в сторону долларовых направлений, поскольку доллар вырос не так, как евро», - рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Коммерческий директор «Джет Трэвел» Максим Приставко считает, что на европейских направлениях спрос упал еще больше - на 30-40% по сравнению с прошлым годом.
По словам Тюриной, подлили масла в огонь слухи о визовых ограничениях, хотя в реальности «никаких ограничений не было и нет. Все европейские страны выдают россиянам визы в привычном режиме, нет никаких дополнительных требований и задержек в оформлении». Пресс-секретарь РСТ добавила, что в последние дни спрос на майские праздники несколько оживился, поскольку валютные прыжки затормозились. «Нестабильность для россиян страшнее, чем высокий курс», - считает она.
Лидируют пляжные направления
«Из того, что продается, традиционно лидируют пляжные направления - люди стремятся к теплу: Египет, Турция, Таиланд, Вьетнам, ОАЭ и другие. На втором месте экскурсионные туры по Европе: еще не жарко, народу немного. При этом заметно просел сегмент дешевых групповых туров. А вот активность индивидуальных туристов не изменилась по сравнению с предыдущим годом», - рассказывает Тюрина.
По словам президента группы компаний «Натали Турс» Владимира Воробьева, среди европейских направлений в лидерах Франция, Испания и Италия. «Все объемы, которые были, достаточно успешно удалось закрыть без усилий. Европа на майские традиционно популярна, и в этом году исключением не стала. Объем мы изначально скорректировали процентов на 15-20, заранее спрогнозировав спад. Практика показала, что рынок примерно так и просел», - подчеркивает он.
Воробьев также считает, что спад спроса связан с падением курса рубля и политической нестабильностью. Особенно заметно падение на тех направлениях, где цены выставлены в евро. Он добавил, что Таиланд до сих пор не оправился от спада, связанного с политическим кризисом в стране, - на майские праздники проданы не все места. «Мексика и Доминиканская республика, как и всегда на майские праздники, продаются хорошо и давно закрыты. Объемы по этим направлениям из Москвы также были снижены заранее», - заметил эксперт.
По словам Воробьева, в этом году практически все операторы осторожно подходят к планированию объемов. Демпинга, который наблюдался в прошлые годы, на рынке не ожидается, так как в условиях снижения спроса компании боятся рисковать.
Столицы и Абхазия
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), спрос на внутренний туризм на майские праздники в этом году вырос. «Москва, Петербург, Золотое кольцо и Сочи - именно эти города стали наиболее популярными у туристов, предпочитающих на майские праздники отдыхать в России. Среди других направлений туризма в СНГ лидируют Абхазия и Белоруссия, которая заменила туристам Украину», - рассказал генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский. Прежде Украина входила в тройку самых популярных направлений туризма в СНГ на майские праздники. Сегодня большинство компаний перестали продавать туда туры, особенно после последних заявлений об ограничении на въезд для мужчин от 16 до 60 лет.
Заметно вырос, по информации АТОР, интерес туристов к Сочи, где после Олимпиады появилось около 30 тысяч новых гостиничных мест. Подогревается интерес к Сочи опять-таки ценой. Во время проведения Игр «Аэрофлот» возил пассажиров в Сочи за пять тысяч рублей. В марте тарифы этого и других перевозчиков выросли, но остались доступными для туристов. Билеты на майские праздники сейчас стоят от 10 тысяч рублей (туда и обратно). Помимо Москвы, турпоток в Сочи обеспечивается и за счет ближайших регионов, Краснодара и Ростова-на-Дону.
Помимо этих направлений, на майские праздники туристы также покупают туры в Анапу (оздоровление), Туапсе, Армению, Грузию. Постепенно возвращается интерес туристов к Крыму - туроператоры отмечают заметную активизацию бронирований после сообщений о снижении цен на перелет. Однако большинство заявок относятся к летнему периоду. На май же туристы больше интересовались билетами, чем турпакетами - дешевые авиабилеты в Симферополь уже раскуплены.
Куда летят в мае
Как показало исследование онлайн-трэвел агентства Biletix, количество индивидуальных российских туристов, планирующих путешествия на майские праздники, продолжает расти. Так, в период с 1 марта по 16 апреля 2014 года число купленных авиабилетов на майские праздники выросло по сравнению с прошлым годом на 23,6%. Доля авиабилетов на внутренние направления увеличилась с 48% до 56%, в то время как на зарубежные, соответственно, сократилась с 52% до 44%. Одним из лидеров продаж на майские праздники стал Симферополь, на который пришлось 5,8% от всех продаж билетов по внутренним направлениям. Также в список наиболее востребованных внутренних направлений у клиентов Biletix на предстоящие праздники вошли Сочи, Минеральные Воды, Самара, Краснодар и Ростов-на-Дону. Наиболее популярными выездными направлениями стали Тель-Авив, Барселона, Кишинев, Стамбул и Анталья.
По данным Biletix, за последний год средняя стоимость авиабилетов в период майский праздников снизилась на внутреннем рынке на 9,7%, с 12,2 до 11,1 тысячи рублей, в то время как по внешним направлениям выросла на 3,6% - с 19,4 до 20,1 тысячи рублей. «Это вызвано более активным влиянием правительства на ценообразование авиабилетов в этом году, а также повышением конкуренции на внутреннем рынке среди авиакомпаний. Эффект от инициирования закона о невозвратных билетах, а также запуск лоукост-авиакомпании 'Добролет' должны еще сильнее укрепить развитие этой тенденции», - подчеркнул глава Biletix Александр Сизинцев.