Министерство транспорта готовит изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта, уточняющие понятие «судно», в связи с которыми дебаркадеры потеряют этот статус, сообщили «Известиям» в ведомстве. Столичные власти рассчитывают, что это позволит оперативно демонтировать и переместить дебаркадеры: работы планируется начать до конца этого года. Между тем эксперты полагают, что ликвидация плавучих ресторанов и гостиниц сильно ударит по среднему и малому бизнесу. Вместо этого дебаркадеры можно было бы облагородить, предъявив к ним единые жесткие требования по аналогии с критериями размещения вывесок в столице.
Как уточнили в Министерстве транспорта, ведомство работает над законопроектом о внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта, после чего поправки будут отправлены на рассмотрение в Госдуму. Если парламент примет законопроект, дебаркадеры потеряют статус судна, и, как рассчитывают в столичном департаменте транспорта, это даст возможность их оперативно ликвидировать.
- Мы не понимаем пока, что это за объекты - многие из них уже не судна, а бетонная коробка какая-то, которая стоит на дне Москвы-реки, - отметил заместитель мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
По словам чиновника, город уже «технически готовится» к демонтажу и перемещению дебаркадеров, на это также «запланированы средства из бюджета». Московские власти рассчитывают, что изменения в федеральное законодательство будут приняты в течение 2 месяцев и уже в 2014 году удастся начать работу по демонтажу дебаркадеров. Однако в Министерстве транспорта затруднились дать прогноз по срокам окончания работы над документом.
Как ранее писали «Известия», мэрия уже запретила продажу алкогольной продукции на «плавательных средствах нетранспортного назначения», к которым в том числе относятся дебаркадеры, что сказалось на доходе речных ресторанов. А в марте власти Москвы заблокировали возможность размещать гостиницы на дебаркадерах. Согласно постановлению столичного правительства, плавучие отели были исключены из отраслевой схемы размещения гостиниц, запланированных к строительству в 2017-2025 годах, в том числе к чемпионату мира по футболу 2018 года. Тогда речь шла о возведении гостиниц на воде, рассчитанных на 1,4 тыс. мест. Поправки в отраслевую схему были внесены «для предотвращения загрязнения водных объектов и сохранения архитектурного облика города».
Заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии ВШЭ Алексей Скопин считает, что ликвидация дебаркадеров - закономерный шаг московских властей в рамках общего тренда наступления на малый и средний бизнес.
- Сейчас всё хотят сделать централизованным - например, закрывают рынки у метро и строят торговые центры, теперь вот пытаются ликвидировать небольшие плавучие рестораны и гостиницы, - говорит Скопин. - Тем временем в европейских городах к таким заведениям относятся лояльно, к примеру в Париже или Венеции.
Также Скопин отметил, что закрытие плавучих заведений лишит москвичей одного из динамичных и нестандартных способов организовать свой досуг.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров уверен, что властям стоило бы сохранить дебаркадеры, предъявив единые требования к заведениям на них.
- Плавучие рестораны и отели не вполне органичны в общей архитектурной концепции набережной, но мэрия вполне могла бы довести это до сведения владельцев. Не думаю, что они отказались бы вносить изменения, - рассуждает Бухаров. - А претензии по поводу того, что плавучие заведения якобы загрязняют реку, совершенно необоснованны. Дебаркадеры оборудованы системами водоснабжения, электричеством, канализацией. Кроме того, бизнесмены понимают, что загрязнение реки грозит им закрытием заведения, и вряд ли стали бы этому способствовать.
Также Бухаров отметил, что, ликвидируя дебаркадеры, власти сокращают количество торговых площадей в городе, которых, по его мнению, и так не хватает.
В то же время руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова уверена, что плавучие гостиницы и рестораны не являются для москвичей жизненно необходимыми объектами, поэтому от них стоит избавиться.
- Москва-река и так находится не в лучшем состоянии с точки зрения экологии. Дебаркадеры усугубляют ситуацию, ведь любой чужеродный объект антропогенного происхождения оказывает негативное влияние на акваторию, - объясняет Морозова.