У мобильных «дочек» «Ростелекома» не оказалось единой системы учета абонентов

Менеджеры «Tele2 Россия» провели инвентаризацию сотовых активов «Ростелекома», которые будут интегрированы в «Т2 РТК холдинг» на базе Tele2. По итогам проверки выяснилось, что мобильные компании «Ростелекома» до сих пор не перевели на единую платформу свой биллинг (систему учета абонентов и их счетов). Об этом рассказал «Ведомостям» партнер Tele2 и подтвердили сотрудники Tele2 и «Ростелекома».

По сути, у каждой сотовой «дочки» по-прежнему своя система, причем каждая использует по нескольку платформ. Среди них старые, например «Беркут», «Пчелка», «Старт», а также более современные - «Петер-сервис», CBOSS.

Госхолдинг «Связьинвест» (владевший тогда межрегиональными компаниями связи, МРК и «Ростелекомом») обещал перевести свои «дочки» на единый биллинг еще в 2003 г. Тогда он потратил $480 млн на закупку и внедрение системы расчетов с абонентами от Amdocs - решение, которое миноритарии «дочек» «Связьинвеста» подвергли резкой критике. Система была внедрена только в двух из семи МРК, а затраты на лицензии Amdocs впоследствии были большей частью списаны. В частности, в 2010 г. МРК списали 4,4 млрд руб. ($145 млн по среднему курсу ЦБ за 2010 г.) затрат на биллинг Amdocs, говорилось в годовом отчете «Ростелекома». В 2012 г. Amdocs пошла на беспрецедентный для себя шаг - взамен биллинговых лицензий компания выдала «Ростелекому» лицензии на систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Тогда же «Ростелеком» заявлял, что на единый биллинг переходить уже не собирается.

Однако после смены менеджмента в 2013 г. оператор вновь пообещал до конца года перевести разрозненный биллинг на две-три платформы OSS/BSS (cистемы поддержки операций и бизнеса). На годовом собрании акционеров летом 2013 г. гендиректор «Ростелекома» Сергей Калугин говорил, что в компании внедрено более 100 различных биллинговых систем, что сильно снижает эффективность многих бизнес-процессов, цитировал его ComNews.

Однако в итоге эти планы так и не были исполнены, рассказывают собеседники «Ведомостей». Представитель «Ростелекома» Кира Кирюхина признает, что некоторые сотовые «дочки» оператора до сих пор используют в работе старые биллинги, но их доля незначительна, говорит она. Процесс по консолидации биллинговых систем был запущен в середине 2013 г. с приходом новой команды, рассказывает Кирюхина. По ее словам, в настоящий момент проект идет полным ходом: есть четкий план и целевая архитектура. Зато компания внедрила систему управления предприятием (ERP) и завершает внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).

Собеседники «Ведомостей» говорят, что Tele2 теперь придется переводить биллинг «Ростелекома» на единую платформу - скорее всего, это будет биллинг, который использует сама Tele2. Но на все операции, по их словам, понадобится много времени, что может привести к увеличению сроков интеграции активов. Представитель Tele2 отказался комментировать состояние биллинга «Ростелекома». Технический директор Tele2 Ритварс Криевс сообщил, что конечная архитектура IТ-систем объединенного оператора, в том числе биллинга, находится в стадии разработки. Сроки ее внедрения он не называет.