Впервые Минтруд сообщил о новом виде страхования еще летом 2013 года - тогда для общественного обсуждения был представлен проект поправок к Налоговому кодексу и ряду других законов. Изначально предполагаемый тариф отчислений составлял 0,1%, впрочем, представители ведомства уже тогда отмечали, что ставка - предмет переговорного процесса. В нынешней версии законопроект «Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие банкротства работодателя» определяет ставку в размере 0,05% от зарплаты сотрудника.
Документ составляет пакет с законопроектом, наделяющим правом инициирования банкротства работодателя сотрудников предприятия и меняющим очередность при погашении долгов несостоятельной компании. При условии уплаты работодателем страховых взносов на случай утраты заработка вследствие банкротства в течение шести месяцев работники смогут получить единовременную компенсационную выплату в размере задолженности за период, не превышающий три последних месяца работы, и за часть четвертого месяца - до дня вынесения решения о конкурсном производстве. Новый вид страхования призван обеспечить для ФСС возможность таких выплат.
Как указывают авторы законопроекта в финансово-экономическом обосновании, по данным Росстата, на декабрь 2013 года численность работников, не получивших выплаты от предприятий-банкротов, составляла 23 тыс. человек. Исходя из этого, по их расчетам, расходы на выплату страхового обеспечения в 2015 году оценочно достигнут 3,28 млрд руб.- средняя выплата на одного работника должна составить 62 тыс. руб. Сборы на новый вид страхования, так же как и нынешние, не будут уплачиваться с суммы свыше 568 тыс. руб.- предельной величины базы для начисления страховых взносов во все социальные фонды. Впрочем, платить дополнительные 0,05% к бывшему ЕСН будут только работодатели, которые могут обанкротиться хотя бы теоретически - в их число не входят казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Госкорпорации и госкомпании в теории могут быть обанкрочены, если это допускается федеральным законом, согласно которому они созданы,- для большинства госкорпораций, остающихся некоммерческими организациями, эта процедура не предусмотрена.
По словам Максима Топилина, законопроект должен вступить в силу с 1 января 2015 года. Несмотря на то что де-факто речь идет о крайне незначительном, символическом росте затрат бизнеса (в среднем менее 20 руб. в месяц за одного сотрудника), инициатива Минтруда - это прямой путь к нарушению неоднократно данного обещания чиновников правительства о принципиальном отказе от повышения налоговой нагрузки на бизнес до 2018 года.
Анастасия Ъ-Мануйлова