До конца года в подуличных пешеходных переходах появятся первые торговые павильоны брендовых сетевых кофеен, кондитерских, аптек и салонов сотовой связи. Как рассказал «Известиям» источник в столичном департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, свою заинтересованность в аренде мест в переходах уже выразили ряд компаний, среди которых «Кофе Хауз», «Шоколадница», кафе «Волконский», аптека А5. Согласно разработанной концепции, отдельные торговые стеклянные павильоны будут в три раза больше по площади, чем существующие, и не будут мешать пассажиропотоку. В переходах с высоким пассажиропотоком из торговых объектов могут появиться вендинговые аппараты.
- В течение 2 лет планируется модернизировать подуличное пространство, в частности, оптимизировать общие площади размещения торговых точек и изменить внешний вид павильонов. Концепция размещения новых торговых объектов практически разработана. Планируется, что новые павильоны будут сделаны из безопасного стекла и металла. Площадь отдельных помещений будет расширена до 25-30 м, таким образом, пассажиры смогут зайти внутрь и находиться в кафе или магазине, не мешая пассажиропотоку, - пояснил источник в департаменте. - Договоренность об участии в будущем тендере подтвердили многие крупные брендовые компании. Среди них салоны сотовой связи «МегаФон», «Евросеть», кофейни «Шоколадница», «Кофе Хауз», пекарни-кондитерские «Волконский» и «Хлеб Насущный», аптека А5 и мастерская по изготовлению ключей и ремонту обуви «Секундочка».
В настоящее время доход метрополитена из внебилетных источников составляет около 4,5 млрд рублей в год. При этом реклама приносит 2,8 млрд рублей, а остальные 1,7 млрд - предоставление площадей для торговли в переходах. Cейчас в 300 подуличных переходах работают около 2,5 тыс. торговых точек.
- При существующей системе организации торговли в подуличных переходах, предусматривающую субаренду площадей, метрополитен в конечном счете получает около 9 тыс. рублей за 1 кв. м в месяц. При этом большая часть средств оседает на уровне крупных арендаторов, - рассказали в департаменте. - Наша задача заключается в том, чтобы создать абсолютно понятный и прозрачный механизм определения рыночной ставки. В случае исключения возможности субаренды и передачи всей суммы за аренду площадей метрополитену, стоимость 1 кв. м может достигать 15 тыс. рублей в месяц - такой уровень подтвердили все сетевики. Мы создадим новую схему торговли, которая будет комфортна для пассажиров, а также позволит приобретать качественные товары известных брендов. Там, где высокий пассажиропоток, торговых точек вообще не будет, максимум - вендинговые аппараты.
Генеральный директор сети кофеен «Шоколадница» Татьяна Шестерина подтвердила заинтересованность компании в размещении в подуличных переходах, однако отметила, что, скорее всего, это будет формат не кофейни, а кофепойнта - точки быстрого приготовления и выдачи кофе.
Директор по развитию пекарни «Волконский» Анатолий Бредихин отметил, что потенциально их компания всегда готова рассмотреть новые возможности размещения.
- На московском рынке станции метрополитена являются важным генератором трафика покупателей. Если посмотреть на опыт иностранных городов, например Парижа, Берлина, Мюнхена, Стокгольма, Хельсинки, то узловые станции метрополитена и пригородных поездов уже давно воспринимаются как центры притяжения, где всегда можно найти предприятия общественного питания, аптеки, свежую прессу, товары повседневного спроса. При этом, в отличие от России, еда в метро не обязательно дешевая. Там успешно работают предприятия высокого уровня и цен, - сказал Бредихин.
Руководитель отдела по связям с общественностью сети «Кофе Хауз» Анна Кондратьева подчеркнула, что так как метрополитен считается первым перевозчиком по трафику и пассажироперевозкам в Москве, то любая компания заинтересована предоставлять горожанам и гостям столицы свои услуги.
Координатор совета ассоциации «Арендаторы подземных пешеходных переходов столицы» Сергей Марков считает, что появление сетевиков в подземных переходах метрополитена нанесет серьезный удар по малому бизнесу.
- Даже если рядом с сетевой кофейней останется ларек по продаже булочек, кофейня сначала снизит цену, чтобы переманить клиентов, а когда бизнесмен будет вынужден уйти из перехода, не выдержав конкуренции, цены будут, наоборот, взвинчены, - заявил Марков. - Это обычная схема сетевиков по вытеснению конкурентов и на поверхности. Таким образом, пострадают и представители малого бизнеса, и покупатели.
Гендиректор аналитического агентства «Сегмент» Денис Никитас уверен, что сетевые компании заинтересованы в размещении своих точек в переходах, независимо от того, имеются ли стационарные объекты на поверхности в пешей доступности от перехода или нет.
- Площадей для размещения новых точек на поверхности всё меньше, конкуренция высокая, и переход в подземное пространство целесообразен, - пояснил он. - Кроме того, кофейня или аптека даже в самом широком переходе будут находиться в непосредственной близости от проходящих пассажиров, и непременно привлекут их внимание. Сетям будет выгодно спуститься вниз, даже если на поверхности перехода уже есть аналогичная точка: все-таки это будет совершенно другой формат.
Никитас добавил, что в Москве средняя продолжительность маршрута составляет полчаса - этого времени как раз достаточно, чтобы перекусить.
- Люди постоянно торопятся и настроены в переходе на быструю покупку - так что, вероятно, будут покупать кофе и товары именно в дорогу. Скорее всего, и сами точки будут располагать к этому: столиков будет минимальное количество, пространство будет компактным. При этом, чтобы у потребителей не было прямой ассоциации с полноценными точками сети, было бы правильно немного изменить название объектов в переходе, например, с «Кофе Хауз» на «Кофе Хауз-экспресс», - заключил эксперт.