'Мосгортранс' займется речными перевозками

«Мосгортранс» займется пассажирскими и грузовыми перевозками по столичным рекам. В устав ГУП были внесены соответствующие изменения, рассказал M24.ru источник в транспортном комплексе. К началу 2015 года будут подготовлены предложения, как улучшить взаимодействие речной навигации с общественным транспортом в городе. По словам экспертов, речные перевозки помогут решить локальные проблемы пробок, но для этого причалы должны размещаться недалеко от станций метро и остановок. Власти также могут обязать строителей вывозить грунт и мусор c объектов в прибрежной зоне исключительно по реке, равно как и завозить песок в Москву. Пилотный проект может быть реализован на территории ЗИЛа.

«В устав ГУП 'Мосгортранс' внесены изменения, закрепляющие за ним право осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и грузов внутренним водным транспортом. В связи с тем, что указанный вид уставной деятельности является новым для 'Мосгортранс', требуется соответствующее исследование, по итогам которого будет возможно сформировать комплекс мероприятий по внедрению речного пассажирского транспорта», - рассказал собеседник M24.ru.

К началу следующего года планируется разработать изменения в систему как речных пассажирских перевозок, так и других видов общественного городского транспорта в городе Москве, чтобы улучшить их взаимодействие. Кроме того, будут подготовлены предложения по созданию пунктов быстрой погрузки и выгрузки на Москве-реке и выбраны места для одного-двух пилотных проектов. Предполагается рассмотреть вопрос о том, чтобы обязать строителей вывозить грунт и мусор c объектов в прибрежной зоне исключительно по реке, равно как и завозить песок в Москву. Пилотный проект может быть реализован на территории ЗИЛа.

«Запланирована подготовка предложений по взаимодействию внутреннего водного транспорта со смежными видами общественного городского пассажирского транспорта в городе», - отметили в транспортном комплексе.

Кроме того, будут проанализированы объем и динамика рынка речных перевозок в Москве, количество, габариты и собственники причалов, конкурентоспособность речных перевозок по отношению к другим видам транспорта. На оценку текущей ситуации и разработку двух альтернативных моделей рынка речных перевозок в Москве может быть потрачено почти 62 млн рублей.

Напомним, столица разрабатывает проект благоустройства набережных Москвы-реки, которые должны стать единым общественным пространством. На освоение водной артерии, создание пристаней и облагораживание берегов может быть потрачено до 100 млрд рублей. И.о. директора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Карима Нигматулина пояснила M24.ru, что при развитии Москвы-реки будет учитываться и транспортный вопрос.

«Если будут развиваться пассажирские перевозки по воде, то они должны быть скоординированы с городским транспортом, чтобы пересадки были удобными. Аналогичным образом развиваются ТПУ, которые позволяют пассажиру было комфортно пересесть с автобуса на метрополитен», - сказала Нигматулина.

Заместитель генерального директора «Столичной судоходной компании» по связям с общественностью Юлия Ефремова отметила, что компания готова помочь «Мосгортрансу» с обслуживанием маршрутов на Москве-реке. «Город должен участвовать в проекте по использованию русла Москвы-реки для улучшения транспортной ситуации. Возле причалов надо строить перехватывающие парковки. Мы же готовы строить новые теплоходы в лизинг, модернизировать старый флот и работать на маршрутах, но пока предложений от 'Мосгортранса' не получали», - пояснила Ефремова.

Главный специалист по эксплуатации флота компании «Речфлот» Сергей Мамонов пояснил, что подержанный теплоход стоит в пределах 30-50 млн рублей, судно типа «Москва» можно купить менее, чем за 10 млн. Стоимость же нового теплохода может достигать 200 млн рублей.

Что касается взаимодействия водного и городского транспорта, то проблема здесь в том, что пассажирам трудно пересаживаться «с воды» на метро. «Причалы, которые сейчас действуют на Москве-реке, находятся далеко от станций метро. Например, от причала 'Крымский мост' до 'Парка Культуры' надо идти около 15 минут, от 'Устьинского моста' до 'Китай-города' - 20 минут. На станцию 'Воробьевы горы' попасть с причала практически невозможно», - пояснил Мамонов.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин говорит, что развитие речных перевозок как части пассажирского транспорта в Москве - непростая задача. «Москва - северный город, судоходство возможно не круглый год. Можно разработать сквозную логистику: чтобы пассажир смог пересесть с речного судна на автобус, который идет по набережной, - но это сложно. Во всем мире доля речных перевозок составляет считанные проценты от городского пассажиропотока, однако помогают решать локальные вопросы. Например, паромная переправа на Манхэттене позволила снизить трафик на нью-йоркских мостах», - пояснил Блинкин.

Член комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству Андрей Клычков считает, что речной транспорт в Москве - как пассажирский, так и грузовой, имеет большие перспективы. «Например, возможности грузопотока по Москве-реке снимают вопросы о разрешении на въезд грузовых машин в центральные части города», - отметил депутат.

Напомним также, что столица уже не первый год озвучивает планы по запуску водного метро. В 2011 году планировалось, что оно пойдет от Печатников до Китай-города и будет частично финансироваться инвесторами. Первые катера должны были выйти на маршрут в апреле 2012 года, однако проект свернули из-за нехватки средств и подвижного состава. Год назад главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявлял, что водное метро может соединить Китай-город с Зарядьем и Кремлем.

София Сарджвеладзе