'Стрижи' отпраздновали день рождения в подмосковной Кубинке

КУБИНКА (Московская область), 16 мая -. Авиационные группы высшего пилотажа - любимцы публики, их выступлений с нетерпением ждут как профессионалы, так и обычные зрители. Корреспондент познакомился поближе с одной из таких групп ВВС РФ - «Стрижи». Он побывал на праздновании их дня рождения в подмосковной Кубинке.

Для гордости много причин

«Раскудрявый клен зеленый, лист резной, я смущенный и влюбленный пред тобой», - словами знаменитой песни «Смуглянка» из военного фильма про летчиков «В бой идут одни старики» встречает колонну автомобилей с репортерами аэродром «Кубинка».

Кубинка - родная авиабаза для групп высшего пилотажа «Русские витязи» (Су-27) и «Стрижи» (МиГ-29), регулярно принимающих участие в международных авиационных салонах - французском Ле Бурже, британском Фарнборо, российском МАКС, а также военных Парадах Победы на Красной площади в Москве. В этом году в Крыму 9 мая в честь Дня Победы воздушные асы поразили зрителей «кубинским бриллиантом»: девять истребителей, выстроившись ромбом на минимальном расстоянии друг от друга, выполнили фигуры высшего пилотажа.

Вернувшись в понедельник на родную базу, летчики решили отметить свой 23-й день рождения. Официально он приходится на 6 мая 1991 года, именно тогда эта группа впервые выступила на авиашоу под названием «Стрижи», но из-за мероприятий и тренировок ко Дню Победы празднование пришлось перенести.

«Стрижи» летают на высокоманевренных многоцелевых истребителях МиГ-29. На корпусе самолетов черная птичка, на хвосте - молния, образующая слово «МиГ». Группа, входящая в 234-й гвардейский Проскуровский истребительный авиационный полк 16-й воздушной армии, вместе с коллегами на фронтовых истребителях Су-27 - «Русскими витязями» - с 1990-х годов в разных пилотажных порядках выступают с большой совместной программой.

«Стрижи тоже гордые птицы, для гордости много причин. Взлетают 'Стрижи' - самолеты, покой берегут на земле», - так звучат слова одной из песен, посвященных «Стрижам».

И правда, гордиться есть чем, группы высшего пилотажа - это не просто шоу, демонстрация ювелирного владения штурвалом, это мастера, способные в любой момент защитить страну.

«Помимо пилотажа, мы очень много занимаемся боевой подготовкой, мы и воздушные бои крутим, и бомбы, и из пушки стреляем», - рассказал корреспонденту командир эскадрильи подполковник Максим Мусатов.

Пилоты «Стрижей» уже почти полгода активно занимаются подготовкой новейшей пилотажной группы на легких учебно-боевых самолетах Як-130 на базе ВВС в Борисоглебске Воронежской области. Из-за особенностей системы управления «малыша» работы предстоит много, так как самолеты новые, местные же летчики-инструкторы занимаются подготовкой курсантов, а не оттачиванием фигур высшего пилотажа.

«Мы подготовили сложный пилотаж, но нам еще столько же работы предстоит, чтобы им научиться вот так же летать. У летчиков специфика совершенно другая - когда их переводят на такие виды, они в шоке бывают. Для таких показов они пока не готовы, но могут плотно пролететь - еще много работы очень», - поделился Мусатов.

Взлет по команде

Возле взлетной полосы аэродрома в Кубинке собралась толпа, «Стрижей» приехали поздравить с днем рождения не только многочисленные журналисты, на базе собрались сотни человек - это коллеги, друзья летчиков и ветераны пилотажного мастерства.

«Я хочу лететь еще выше, чтоб не задеть города крыши», - раздается из колонок. Здесь вся музыка посвящена полетам, летчикам и небу. Но главная музыка - рев двигателей, который вот-вот прорвет воздух.

Наконец, «Русские Витязи» выруливают на стартовые позиции. Проезжая мимо гостей, пилоты машут им и приветствуют их, толпа отвечает, радуется, поздравляет, снимает фото и видео. Вежливые солдаты, служащие на базе, просят отойти за линию особо активных зрителей.

Первая тройка «Витязей» стартует, четвертый и пятый борт отрываются от земли спустя несколько мгновений. Пока Су-27 делают круг и исчезают в редких облаках, виновники торжества - юркие МиГи-29 «Стрижей» срывают аплодисменты, плавно прокатываясь по ВПП к точке старта.

«По ушам дало хорошо», - говорит мужчина из толпы.

«Прогазовал мощно», - добавляет он, когда четверка включает двигатели на полную мощность и взлетает, оставляя за собой столб черного дыма.

Над толпой проносятся «Русские Витязи», и вот на горизонте вся «девятка» (5 Су-27 и 4 МиГ-29) встречается. «Сейчас перестроятся», - прогнозируют знатоки, - «Все в строй, догоняй!».

«Ближе, ближе я лечу. Я долечу ближе к солнцу», - доносится из колонок.

И правда, «Кубинский бриллиант» уже высоко в небе, сверкает на солнце. Становится ясно, почему его зовут «бриллиантом» - такой эффект может произвести только высококачественный алмаз.

«Бочка», «Колокол», «Петля Нестерова» - зрители аплодируют. Истребители прорезают воздух, вылетая из самых неожиданных уголков голубого неба. Звук двигателей слышно раньше, чем можно увидеть сами машины, поэтому толпа крутится и пытается угадать, откуда же «вылетит птичка» на этот раз, а летчики в это время уже заворачивают косые петли и начинают демонстрацию встречного пилотажа. Когда группы улетают далеко, на небесную арену выходит «Стриж»-одиночка, но внимания к нему одному не меньше, чем к группе - настоящий стриж вытворяет в небе чудеса.

"Кубинский бриллиант" в исполнении "Русских витязей" и "Стрижей" на параде в Севастополе 9 мая

Неподалеку на поле отдыхает вертолет. «Это 'Аллигатор' (Ка-52)», - кричит мальчишка в камуфляже. «Какой еще 'Аллигатор', это же Ми-8», - поправляет его другой юный знаток винтокрылых машин.

Но разговор мгновенно возвращается к теме истребителей: «О, смотри, буква 'Л' летит!», - вскрикивает первый мальчик. Толпа поворачивается - пятерка «Витязей» летит над деревьями клином, действительно напоминающим букву «Л».

Группы снова встречаются и под восторги толпы выполняют роспуск «Фонтан». Словно капельки разлетаются истребители в разные стороны и начинают вращаться.

Так пилотажные группы совместили приятное с полезным - это была их тренировка перед поездкой на Международную выставку KADEX-2014 в Казахстан на следующей неделе.

«Стрижи» в Крыму

Похожую программу «Стрижи» и «Русские Витязи» показывали 9 мая в Севастополе. Летчиков там приняли на ура.

«В Крыму очень приветливые отзывчивые люди, они очень рады, что вошли в состав Российской Федерации. Встречали нас очень хорошо, а мы выполнили свою задачу - все радуются», - поделился с корреспондентом главный «Стриж» подполковник Мусатов.

«Многие летчики уже неоднократно выполняли Парады над Красной площадью, но над городом-героем Севастополем - в первый раз выступали. Это особые ощущения: ответственность и гордость за нашу страну», - рассказывает подполковник Олег Ерофеев, «Русский Витязь» и по совместительству начальник службы безопасности полетов центра показа авиационной техники.

«А самое главное, мельком видел, сколько там людей. С воздуха он смотрелся настолько красиво, столько людей - весь Крым, вся Кубань, наверное, кто-то из России», - добавил он с надеждой, что подобные торжества продолжатся.

Больше подарков

Какой день рождения без подарков? Пилот «Русских Витязей» Олег Ерофеев считает, что коллегам очень повезло с погодой для полетов. «На их день рождения всегда попадается такая хорошая погода, уже тепло», - говорит он.

Члены Фонда развития поддержки спортсменов и организаций по силовому многоборью «Богатырь» показали трюк с перетягиванием истребителя - силовую тягу самолета.

«Летчиками мы не стали, но мы их покатаем. Полная снаряженная масса самолета (МиГ-29) - 18 тонн. Здесь не установлены некоторые элементы, но тонн 15 здесь есть. Ребята одевают упряжку, все это привязывается тросом за шасси, и мы тянем. Думаю, сегодня рекорд установим», - сказал вице-президент Фонда Иван Шубин.

«Богатыри» рекорды установили, причем трижды.

На 40 метров 15-тонный МиГ протянули студенты, а на 60 метров истребитель утащила сборная Москвы по перетягиванию каната, куда входит практически «паралимпиец» Константин Богданов - мастер спорта международного класса, инвалид первой группы, получивший ранение в Чечне.

А рекордсмен РФ и Европы по жиму лежа Максим Цуканов выполнил одиночную силовую тягу на 18 метров.

Все три рекорда подадут в книгу рекордов Гиннеса.