«Ъ» стали известны подробности проекта по введению выделенной полосы для движения общественного транспорта на Садовом кольце. Впервые о такой возможности заявил вице-мэр Максим Ликсутов год назад («Ъ» сообщал об этом 26 августа 2013 года). Как рассказали «Ъ» в ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД), сейчас рассматривается вариант, когда выделенка для автобусов пройдет только по внутренней стороне кольца.
При этом, как говорят в ЦОДД, если пустить транспорт через тоннели, то там придется серьезно сужать проезжую часть для остальных участников движения (например, в Таганском и Добрынинском тоннелях останется по полосе в каждую сторону). «Один из вариантов - организация выделенки через верх,-- поясняли в ЦОДД.-- К примеру, в районе Таганки полоса будет сворачивать с кольца на площадь и затем возвращаться обратно. Там нужно будет изменить организацию движения, чтобы обеспечить приоритет проезда общественного транспорта».
Пока не решено, каким образом пройдет выделенная полоса в местах, где над тоннелем организовано бессветофорное движение. Речь идет, к примеру, о Триумфальной и Калужской площадях, месте пересечения Садового кольца и Арбата. Тут, говорят в ЦОДД, нужно будет делать регулируемые перекрестки. Таким образом, подъезжая к метро «Маяковская» со стороны Большой Никитской улицы, автобус будет уходить правее на пандус и пересекать Тверскую улицу через светофор.
Решение о применении такой схемы еще не принято: для этого сначала нужно понять, можно ли использовать технические возможности интеллектуальной транспортной системы, чтобы избежать пробок. Для пропуска автобусов через светофоры могут применяться зарубежные технологии. В Токио, к примеру, датчики видят приближение общественного транспорта: светофор автоматически пропускает автобус, после чего движение возобновляется. Кроме того, не ясна пока судьба троллейбусов, поскольку для их проезда придется перекладывать контактную сеть. По данным «Мосгортранса», сегодня по Садовому кольцу и его участкам курсирует восемь автобусов и десять троллейбусов - все они в совокупности перевозят 79 тыс. человек в сутки.
Напомним, что выделенные полосы - один из основных способов, внедряемых мэрией Москвы для популяризации общественного транспорта среди москвичей. За выезд на эту полосу предусмотрен штраф 3 тыс. руб. Первые выделенные полосы были запущены летом--осенью 2011 года, сейчас в городе их действует 18. По данным департамента транспорта, каждая такая полоса служит для перевозки в среднем 100 тыс. пассажиров в сутки.
«На Садовом кольце выделенка будет постоянно забита транспортом: придется запрещать всю парковку вдоль кольца, а значит, граждане не смогут пользоваться детскими садами, поликлиниками и другими учреждениями,-- считает глава центра Probok.net Александр Шумский.-- Да и потом, какой смысл в выделенке в одну сторону? Людям придется наматывать круги, чтобы добраться из одной точки в другую». «Все это приведет к серьезным пробкам как на самом Садовом кольце, так и на прилегающих улицах,-- считает координатор движения 'Синие ведерки' Петр Шкуматов.-- Ведь пандусы, по которым будут ехать автобусы, из-за выделенок станут однополосными. А светофоры значительно осложнят проезд, особенно если автобусы будут ходить регулярно».
Господин Шкуматов заметил, что сегодня московские водители пользуются Тверской улицей и Большой Якиманкой для транзитного проезда через центр, но с появлением выделенок эта возможность исчезнет. «Лучше провести реконструкцию Садового кольца, местами его расширив, местами сузив - например, на Зубовской площади, где машины едут по 16 полос,-- считает господин Шумский.-- При этом нужно пустить в обе стороны трамвай, что решит проблему транспортного сообщения».
Иван Буранов