Объединяться в КГН крупные холдинги могут с 2012 г. Они суммируют прибыль и убытки компаний группы и могут платить налог как одно лицо. Затем поступления распределяются между регионами, где работают предприятия, пропорционально количеству сотрудников и производственных мощностей. Создано 15 КГН, уточняет представитель ФНС, например предприятий «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла», «Мегафона», «Северстали», «Норникеля».
Новые правила должны были создать более справедливую систему уплаты налога на прибыль, напомнила вчера председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: он должен уплачиваться в том регионе, где «прибыль создается», а не в том, «где находится головной офис компаний», но не удалось исключить возможность манипулировать прибылью. КГН «в неограниченном размере» уменьшают налогооблагаемую прибыль за счет убытков отдельных членов группы и, применяя трансфертное ценообразование, искусственно создают «в нужном регионе прибыльные, а в других убыточные предприятия», объяснила Голикова.
КГН внесли самый большой вклад в сокращение уплаты налога на прибыль в 2013 г., заявила она: на них пришлась треть от общего падения поступлений (всего на 283,7 млрд руб.). «Стоит подумать о том, чтобы объявить мораторий на образование новых консолидированных групп», - предложила Голикова.
По ее оценкам, поступления упали в 21 регионе на 63,8 млрд руб. и увеличились в 62 на 47,4 млрд руб. У Минфина и ФНС другие данные, исходя из которых влияние КГН на налоговые поступления не так критично. От создания КГН за девять месяцев 2013 г. регионы недополучили 15,5 млрд руб., говорится в проекте основных направлений налоговой политики: доходы увеличились на 29,1 млрд руб. в 60 регионах, но в 23 - упали на 44,6 млрд. Самые большие потери у крупнейших регионов, отметил руководитель ФНС Михаил Мишустин. Основные причины снижения поступлений экономические - сокращение налоговой базы, объяснил он: сальдированный финансовый результат в 2013 г. сократился на 14,3%, убытки выросли на 74,9%. «Нужно смотреть на реальную картину того, что произошло с финансовыми результатами работы компаний [входящих в КГН]», - призвал он.
Оценки Счетной палаты и Минфина основываются на одних и тех же показателях, удивляется представитель Минфина: данные поступают от ФНС. У Счетной палаты иная методология оценки, говорит ее представитель, не объясняя подробностей: «В ближайшее время планируется совещание с ФНС». Создана рабочая группа, передал замминистра финансов Сергей Шаталов через представителя, мораторий возможен, «хотя нам не известно о планах создания новых КГН».
Чтобы бороться с занижением прибыли внутри КГН, Минфин в налоговой политике предлагает изменить «учет убытков в совокупной налоговой базе»: либо суммировать прибыль без учета убытков, либо исключать при распределении доходов регионы, где были убыточные предприятия.
Включение предприятия в КГН - предмет торга между холдингом и регионом, рассказывает сотрудник нефтегазовой компании: убытки крупного завода снизят налоговую базу, зато часть поступлений уйдет в его родной регион.