Не все офисные 'тролли' одинаково вредны

Существует определенный тип сотрудников, которые вечно чем-то недовольны и всегда готовы найти слабое место в любом начинании. Начальство, как правило, относится к ним настороженно, подозревая их в нелояльности к компании; коллеги порой высмеивают их, а порой избегают. Что поделаешь: никто не любит критиков. Ни дружные коллективы, только что сгенерировавшие «убойную» идею и теперь мечтающие заработать с ее помощью золотые горы, ни маститые эксперты, ни руководители. Они (критики) действуют своим ворчанием вам на нервы, они подрывают авторитеты и веру в светлое будущее проекта, а кроме того, плохо влияют на атмосферу в коллективе.

Я называю такой тип людей «троллями» - по аналогии с интернет-мемом. Кажется, что эти «тролли» всюду сеют сомнение в своих силах и дезорганизацию. Кажется, что эти люди демотивированы сами и снижают командный дух других.

Сколько сегодня платят «профессиональным троллям» →

Первая реакция, которую вызывает «тролль» в коллективе, - это раздражение, а, возможно, и мысль о том, что не мешало бы избавиться от этого человека. Но стоит ли с этим торопиться? Всегда ли плох тот, кто нарушает общую гармонию и единомыслие?

Один из самых удачливых российских венчурных предпринимателей и бизнес-ангелов однажды сказал мне, что предъявляет целый ряд требований к команде основателей, когда выбирает проекты для инвестирования. «И прежде всего, - подчеркнул он, - они не должны быть полностью согласны друг с другом». По мнению этого инвестора, единомышленники, в том случае если между ними нет никаких расхождений, часто склонны смотреть на проблему только с одной стороны и не учитывать другие точки зрения, не замечать подводные камни, что рано или поздно приведет стартап к краху.

Но как провести границу между здоровой критикой, в которой, как мне кажется, мы все нуждаемся, и подходом, когда все видится только в черных тонах?

Мне кажется, что можно условно разделить «троллей» на два типа: 1. Тролль-«правдоруб»; 2. Тролль с рацпредложением.

Первый, кажется, живет в состоянии вечного недовольства миром. Придя в компанию, именно от него вы узнаете, что «у нас дурацкий соцпакет, а Елена регулярно совершает такие-то нарушения, а Андрей спит за столом после обеда». Иногда замечания этого «тролля» указывают на реально существующие проблемы; иногда являются его субъективным мнением. Объединяет их только одно - вся эта критика бесплодна и не имеет какой-либо цели, кроме «сброса яда». Порой такие люди бравируют своей готовностью «резать правду-матку в лицо» и даже добиваются на этом основании определенного уважения в коллективе. Если вы поделитесь с ними новой идеей, скорее всего, они с удовольствием расскажут о сходных инициативах, которые уже были запущены и по каким-то причинам похоронены, а также расскажут, почему провалится ваш проект. Они с увлечением делятся перечнем несовершенств предприятия с другими сотрудниками - в том числе и с новичками - и, боюсь, их беседы больше походят на сплетни.

Семь вещей, о которых нельзя говорить на работе →

Именно поэтому влияние «тролля-правдоруба» в основном носит деструктивный характер. Несмотря на их острое зрение, способность замечать то, что не видят другие, значительный опыт, эти люди, на мой взгляд, способны наносить организации значительный ущерб, демотивируя других сотрудников. Сам «правдоруб», как правило, очень давно работает на предприятии, «перегорел», пресытился, уходить с насиженного места по каким-то причинам не хочет, но и удовольствия от работы не получает. И вот он облегчает свою душу, распространяя негативную информацию вокруг себя.