В частности, в городе появится пять новых типов паркингов для байков, как бесплатных, так и, предположительно, платных. Так, на узких улочках внутри Садового кольца, вместо П-образных стоек, поставят не менее 600 столбиков с кольцами. Кроме того, в качестве эксперимента специальные накладки планируется установить на существующие столбы. В парковки могут превратить, к примеру, дорожные знаки. Во всех округах также разместят еще 1 тысячу традиционных дугообразных стоек на несколько велосипедов. Внутри Садового кольца также появится не менее 100 П-образных стоек на один байк. Эти парковки считаются кратковременными - велосипедисты бросают там байки, максимум, на 5 часов.
Между тем власти рассматривают возможность в этом году организовать около сотни крытых парковок на ТПУ, у метро и железнодорожных вокзалов. Они будут рассчитаны на долгосрочную стоянку - от одного дня до года, и, возможно, станут платными. Тогда велосипедисты смогут оплатить их с помощью карты «Тройка». Индивидуальные боксы планируется разместить около 30 ТПУ, многоместные станции - у 9 ТПУ. Кроме того, будет выбрано 5 - 10 пилотных районов, где крытые многоместные парковки появятся во дворах.
«На совещании с префектурами и управами мы обсуждали, где такие парковки разместить. Сейчас префектура собирает информацию от жителей и муниципальных депутатов. В течение недели мы ждем ответа», - пояснил Алексей Митяев. - Пока у нас есть понимание, что в этом году будет 50 парковок внутри дворов. Если пилот будет пользоваться спросом, будем развивать его дальше".
Митяев уточнил, что стоимость пользования долгосрочной стоянки должны предложить префектуры. «Сейчас мы ждем их идей, но рассматривается вариант сделать крытые парковки бесплатными. Также возможно, что бесплатные места получать только какие-то определенные группы горожан. В любом случае, если удостоверение на владение парковочным местом будет платным, то постараемся сделать цену максимально доступной», - пояснил он.
Митяев добавил, что предварительный список транспортных объектов, где также появятся крытые парковки, уже составлен, в него вошли практически все железнодорожные вокзалы и центральные транспортно-пересадочные узлы города.
Как пояснил М24.ru пресс-секретарь префектуры Северо-Восточного округа Александр Латышев, на прошедшем накануне совещании префект поручил собрать обращения жителей по поводу мест размещения парковок. «Сейчас мы призываем москвичей оставлять предложения с адресами на сайте префектуры или своих управ. Надо понять, где такие парковки будут удобны самим жителям», - пояснил он. По словам Латышева, стоимость боксов для жителей пока прорабатывается.
В пресс-службе префектуры ЦАО пояснили, что в центре велопарковки, скорее всего, в основном, будут организованы на ТПУ - их в ЦАО 33.
Президент региональной общественной организации «Велотранспортный союз» Игорь Налимов напомнил, что департамент транспорта обещал сделать во дворах велобоксы, которые можно будет открыть картой «Тройка». «Такие крытые парковки должны быть платными, так как их оборудование стоит денег - от 8 тысяч рублей за одно место», - отметил Налимов.
Генеральный директор ЦНИИ проектирования велосипедного транспорта Игорь Маркин отметил, что для местных жителей должен быть разработан абонемент на оплату велобокса во дворе. «Если жители центра платят 3 тысячи рублей в год за стоянку машины, то адекватная цена для байка - 1 тысяча рублей», - полагает эксперт.
По словам Маркина, снизить расходы на оборудование велобоксов можно за счет инвесторов. «Заинтересованные компании - например, 'Банк Москвы', организующий велопрокат, - могут поставить их за свой счет в качестве рекламы», - сказал Игорь Маркин.
Что касается велогаражей на ТПУ, вокзалах и станциях подземки, суточная стоимость хранения не должна превышать цены на билета на метро подземку - 40 рублей, полагает эксперт. Для сравнения, машину на перехватывающей парковке у метро можно оставить на целый день - с 06:00 - 21:30, купив билет на две поездки (80 рублей).
Что касается бесплатных велопарковок нового типа внутри Садового кольца - столбиков с кольцами или накладок на имеющиеся столбы - эксперты опасаются, что эти конструкции будут мешать пешеходам. «Велосипед некуда будет поставить, его придется просто прислонить к столбу, любой пешеход сможет свалить его», - предположил Игорь Налимов. Между тем, по словам Игоря Маркина, на узких улицах в центре Москвы эти устройства все-таки можно протестировать.
Напомним, сейчас в Москве действует более 1 тысячи велопарковок, в основном, это дугообразные стойки на несколько велосипедов. Они есть, в том числе, почти у каждой станции метро.
Недавно заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что в этом году в Москве откроют 150 новых станций велопроката,.число велосипедов на них увеличат до 2,5 тысяч. Кроме того, до конца года в столице должно быть уже 274 км велодорожек. В этом году планируется проложить 128 км новых, в том числе, в центре - от Фрунзенской до Москворецкой набережной, на юго-западе и западе города, а также в Митино, Зеленограде и вдоль Яузы.
Марина Курганская, Маргарита Верховская