Минэкономики подготовило поправки в закон «О банке развития», существенно расширяющие его полномочия. Так, ВЭБ сможет участвовать в подготовке и реализации зарубежных инвестиционных проектов, если они направлены на повышение конкурентоспособности российской промышленности и агропромышленного комплекса. В пояснительной записке уточняется, что делать это он сможет в том числе путем приобретения иностранных активов в интересах российских компаний и российской экономики в целом. Возвращать вложенные в иностранные активы средства ВЭБу предлагается в процессе последующей их продажи заинтересованному инвестору. Также Минэкономики предлагает наделить ВЭБ правом оказывать финансовую и гарантийную поддержку продажам промышленной продукции, произведенной на территории иностранных государств, если доля российских компонентов в ней составляет не менее 30% от себестоимости. В эту сумму планируется включать и стоимость сопутствующих работ и услуг. Кроме того, поправки дают ВЭБу право участия в проектах России, реализуемых «в рамках содействия международному развитию».
Надо сказать, что и действующее законодательство дает ВЭБу право принимать участие не только в инвестпроектах на территории России. Но, согласно меморандуму о финансовой политике ВЭБа, участвовать в «других инвестиционных проектах» он может лишь «в исключительных случаях в порядке и на условиях, определяемых решением наблюдательного совета Внешэкономбанка». В связи с этим многие обращения российских компаний были отклонены, сетуют в Минэкономики. Между тем такие меры поддержки экспорта широко используются ведущими зарубежными институтами развития, отмечают авторы документа.
Расширение полномочий ВЭБа Минэкономики объясняет потребностями российских компаний и их зарубежных партнеров. За время его работы как Банка развития он рассмотрел более 50 обращений по реализации инвестпроектов за рубежом, уточняют авторы документа. В числе заинтересованных лиц Минэкономики называет «Ренову», «Норникель», «Интер РАО ЕЭС», АЛРОСА, «Ви Холдинг», и т. д.
Однако ряд перечисленных компаний, опрошенных "Ъ", не считает поправки актуальными для себя. Так, в ГМК «Норильский никель» предположили, что в пояснительной записке речь идет о прежних планах компании по развитию зарубежных проектов, напомнив, что утвержденная прошлой осенью стратегия ГМК предполагает фокус на российских активах и продажу активов за рубежом. Источник «Ъ», близкий к АЛРОСА, также затруднился назвать, на какие проекты могли потребоваться кредиты ВЭБа, ведь единственные зарубежные проекты компании - совместные предприятия в Ботсване и Анголе - сейчас находятся на стадии геологоразведки и не нуждаются в оперативном масштабном финансировании. В «Ренове» на вопросы "Ъ" не ответили.
Для других зарубежных инвестпроектов с участием ВЭБа нынешнее законодательство, похоже, также не является проблемой. «Ви Холдинг» Виталия Машицкого, как сообщал «Ъ» в августе 2013 года, планирует совместно с ВЭБом и «Ростехом» развивать месторождение платиноидов в долине Дарвендейл (Зимбабве), общий объем капвложений в разработку до 2055 года оценивается в $2,8 млрд. Госгарантии с долгими и дешевыми кредитами для строительства атомных станций за рубежом являются ключевым конкурентным преимуществом «Росатома». Так, ВЭБ предоставит до $500 млн для строительства АЭС в Белоруссии мощностью до 2,4 ГВт, общая стоимость проекта - $9,7 млрд. По межправсоглашению о совместном строительстве АЭС госкорпорация выступает агентом Минфина РФ. В марте Россия и Венгрия подписали соглашение о кредите в €10 млрд сроком на 21 год на достройку АЭС «Пакш». Обсуждается выделение межгосударственного кредита для возведение АЭС во Вьетнаме по российскому проекту, межправсоглашение еще не подписано.
Кредит ВЭБа, как правило, предоставляется для авансовых платежей под покупку российских технологий и оборудования, а также на выполнение работ российскими специалистами. Это позволяет обеспечить заказом отечественные предприятия.
В ВЭБе «Ъ» официально сообщили, что разделяют позицию Минэкономики.
Наталья Немолчанова, Анатолий Джумайло, Анастасия Фомичева