В перспективе МВФ прогнозирует повышение мировых темпов роста с 3 процентов в 2013 году до 3,6 процента в 2014 году и 3,9 процента в 2015 году. Авторы доклада отмечают, что мировая активность усилилась во многом под воздействием динамики стран с развитой экономикой.
Ожидается, что в странах с развитой экономикой рост повысится до примерно 2,25 процента в 2014-2015 годах, что приблизительно на 1 процентный пункт выше, чем в 2013 году. Основными причинами являются меньшее ужесточение налогово-бюджетной политики, за исключением Японии, и по-прежнему очень адаптивные денежно-кредитные условия.
Наиболее высокие темпы роста, примерно 2,75 процента, будут иметь место в США.
В зоне евро прогнозируется положительный рост, но с различиями по странам: более высокий в центре и слабее в странах с высокими уровнями долга (как частного, так и государственного) и финансовой фрагментации - оба эти фактора будут сдерживать внутренний спрос.
При этом в странах с развитой экономикой на первый план вышли риски для активности, связанные с очень низкой инфляцией, особенно в зоне евро, где большие разрывы объема производства способствуют низкому уровню инфляции. Поскольку инфляция, вероятно, будет еще некоторое время оставаться ниже целевого показателя, более долгосрочные инфляционные ожидания могут понизиться, что приведет к еще более низкой инфляции, чем ожидается в настоящее время, или, возможно, к дефляции, если материализуются другие риски снижения активности. Это вызвало бы повышение реальных процентных ставок, увеличение бремени частного и государственного долга и снижение спроса и объема производства.
В целом укрепление подъема в странах с развитой экономикой является позитивным процессом. Однако рост происходит не в равной степени уверенно в различных странах, и требуются дальнейшие меры политики, чтобы в полной мере восстановить доверие, обеспечить уверенный рост и уменьшить риски снижения активности.
По мнению экспертов МВФ директивным органам в странах с развитой экономикой необходимо избегать преждевременного прекращения адаптивной денежно-кредитной политики. В условиях продолжающейся бюджетной консолидации, все еще больших разрывов объема производства и очень низкой инфляции следует сохранять адаптивный курс денежно-кредитной политики. В зоне евро необходимо большее смягчение денежно-кредитной политики, включая нетрадиционные меры, чтобы поддержать экономическую активность и способствовать достижению цели Европейского центрального банка по обеспечению стабильности цен, тем самым уменьшая риски еще более низкой инфляции или даже дефляции. Стабильно низкая инфляция, вероятно, не способствовала бы устойчивому восстановлению экономического роста.
В Японии необходимо реализовать два остающиеся компонента абеномики (структурные реформы и планы бюджетной консолидации на период после 2015 года), чтобы достичь целевого уровня инфляции и более высоких темпов долговременного роста. Вместе с тем, потребность в принятии убедительных среднесрочных бюджетных планов не ограничивается Японией.
В апрельском выпуске «Бюджетного вестника» 2014 года также подчеркивается, что сочетание больших объемов государственного долга и отсутствия среднесрочных планов корректировки, предусматривающих конкретные меры и действенные реформы социальных пособий, является главным фактором наличия значительных среднесрочных бюджетных рисков в странах с развитой экономикой, в том числе в США.
В зоне евро оздоровление банковских балансов в контексте заслуживающей доверия оценки качества активов и рекапитализации слабых банков будет иметь решающее значение для укрепления доверия и возобновления кредитной активности. Для достижения этих целей необходимы шаги к завершению создания банковского союза, включая независимый Единый механизм окончательного урегулирования, который мог бы проводить своевременное окончательное урегулирование банков, и общие механизмы поддержки, призванные устранить связь между суверенными структурами и банками. Требуется проведение дальнейших структурных реформ для повышения инвестиций и улучшения перспектив экономической активности.
В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах прогнозируется постепенное повышение роста с 4,7 процента в 2013 году до примерно 5 процентов в 2014 году и 5,25 процента в 2015 году. Росту будет способствовать усиление внешнего спроса со стороны стран с развитой экономикой, но ужесточение финансовых условий будет ограничивать рост внутреннего спроса.
В Китае, по прогнозу, рост останется на уровне около 7,5 процента в 2014 году, поскольку официальные органы будут стараться сдержать рост кредита и проводить реформы, обеспечивая при этом постепенный переход к более сбалансированному и устойчивому росту.
Однако активность во многих странах с формирующимся рынком отстает от прогноза ввиду менее благоприятных внешних финансовых условий, хотя доля этих стран в мировом росте все еще составляет более двух третей. Ожидается, что их рост объема производства усилится благодаря увеличению экспорта в страны с развитой экономикой.
Как отмечается в докладе МВФ, странам с формирующимся рынком нужно будет выдержать потрясения и сохранить высокие среднесрочные темпы роста. Надлежащие меры политики различаются между этими странами. Тем не менее, у многих из них есть общие приоритеты политики.
Среди рекомендаций МВФ для стран с формирующимся рынком - снижение дефицитов бюджета, хотя степень неотложности мер различается между странами. Скорейшее принятие мер требуется в тех случаях, когда государственный долг уже находится на повышенном уровне и соответствующие потребности в рефинансировании являются источником уязвимости.
Кроме того, по мнению аналитиков МВФ многим странам необходим новый раунд структурных реформ, включая инвестиции в государственную инфраструктуру, устранение препятствий для выхода на рынки товаров и услуг, а в Китае - переориентацию роста с инвестиций на потребление.
В апрельском докладе МВФ указывается, что в 2014 году экономика стран СНГ вырастит на 2,3 процента. При этом по прогнозу экспертов фонда Узбекистан в 2014 году продемонстрирует одни из самых высоких темпов экономического роста среди стран содружества, который составит 7%.
Напомним, что в конце прошлого года миссия Международного Валютного Фонда (МВФ) под руководством Вероники Бакалу посетила Ташкент для обсуждения текущей экономической ситуации, государственной политики и перспектив развития экономики Республики Узбекистан.
По завершении работы миссии сделала заявление, в котором отмечается, что несмотря на ухудшение глобальной экономической ситуации, экономика Узбекистана продолжает расти быстрыми темпами. Сильные бюджетная и внешняя позиции, стабильная банковская система и низкий уровень государственного долга продолжают способствовать достижению устойчивых макроэкономических результатов.
Миссия также дала благоприятные прогнозы экономического развития Узбекистана в ближайшей перспективе. Согласно оценкам миссии МВФ темпы экономического роста будут высокими, чему будет способствовать крупномасштабная государственная программа инвестиций в модернизацию.
Кроме того, миссия МВФ дала положительную оценки принятому в Узбекистане пакету мер по упрощению нормативной базы, регулирующей внешнеторговую деятельность и сокращение требований к таможенному контролю, лицензированию и получению разрешений.