Авторынок съехал за рублем

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала статистику продаж в России легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей за первые четыре месяца. В апреле на российском рынке было продано около 226,5 тыс. автомобилей, что на 8% меньше, чем годом ранее, и почти на 7% меньше, чем в марте. Еще в марте динамика рынка была нулевой, но в итоге общее снижение в январе--апреле составило 4%.

Лидеры рынка - АвтоВАЗ, Renault и Kia сократили продажи автомобилей на 16%, 9% и 3% соответственно. Наибольшее снижение среди 20 самых продаваемых марок показали Peugeot (39%) и Ford (38%). Вместе с тем продажи Mazda увеличились на 91%, Nissan - на 43%, Mercedes - на 24%. Но рост Mazda и Nissan объясняется в первую очередь низкой базой. Продажи обеих марок серьезно падали весной 2013 года, но с тех пор они выпустили на рынок обновленные Nissan Almera и Mazda 3. Рост Mercedes объясняется выходом двух новых моделей (нового C-Klasse и GLA), спецпредложениями и желанием клиентов приобрести премиум-автомобили до их серьезного подорожания из-за ослабления рубля (так, продажи AMG выросли на 200%), пояснил директор по продажам дилерского центра Mercedes-Benz компании «АВИЛОН автомобильная группа» Антон Демкин.

Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер объясняет резкое падение авторынка тем, что «недавняя волна повышения цен, вызванная ослаблением рубля, оказывает влияние на потребительский спрос, который был изначально достаточно неустойчив». «В ближайшее время ситуация на рынке вряд ли изменится в условиях замедляющейся экономики»,-- приводятся слова господина Шрайбера в сообщении АЕБ.

Глава ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов отмечает, что «участники рынка не видят экономических драйверов для роста продаж». Он поясняет, что из-за ослабления рубля цены на автомобили в среднем выросли на 7% (источники «Ъ» среди автопроизводителей подтверждают оценку). Глава отдела маркетинга ульяновского дилерского центра «Мотом» Максим Салюкин говорит о росте цен на 10-12%. Рост продаж отдельных брендов дилеры объясняют эффектом низкой базы 2013 года, снижением цен по старым моделям и выводом на рынок новых.

По словам гендиректора ОАО «Симбирск-Лада» Валерия Шурыгина, среди моделей АвтоВАЗа сильнее всего падают продажи Lada Priora, а также дорогих «Калина-Люкс», семиместного Lada Largus и Granta (автомат); лучше всего продается Lada Grantа «норма». По словам Максима Салюкина, больше всего падение продаж в среднем ценовом сегменте, меньше всего - по автомобилям премиум-класса. «Умные люди стараются вложить наличные в недвижимость или дорогие автомобили»,-- считает дилер. Он добавляет, что почти не упал спрос на дешевые машины, например, «Hyundai Solaris, как и раньше, идет как горячие пирожки».

В Ford Sollers снижение продаж также в первую очередь связывают с девальвацией рубля, уточняя, что C-сегмент «падает уже достаточно давно». Особых мер для стимулирования продаж Ford Sollers не принимает, но «коррекция цен и различные акции с дилерами проводятся». Прогнозы на будущее в компании делать не берутся, поясняя, что на курс рубля «существенно влияет внешнеполитическая ситуация».

Директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «АВИЛОН автомобильная группа» Андрей Горшков добавляет, что «в массовом сегменте настроения покупателям также не добавила отмена программы Минпромторга по льготному кредитованию. При этом, отмечает господин Горшков, несмотря на сложный рынок, дилеры не идут на традиционные скидки, и особенно с учетом повышения цен: автомобили становятся реально дороже, хотя у некоторых дилеров еще остались автомобили по старым ценам, и они пользуются большой популярностью.

Владимир Беспалов из 'ВТБ Капитала' считает, что продажи автомобилей продолжат снижаться в пределах апрельского уровня падения, а к концу года стабилизируются. По мнению аналитика, общее падение продаж по итогам года составит 5-10%. Помимо общеэкономической ситуации, отмечает он, на авторынок будет влиять готовность участников жертвовать прибыльностью. Но дилеры не слишком на это рассчитывают. Показательно снижение импорта легковых автомобилей в Россию, который по итогам первого квартала упал на 15,5% и продолжает снижаться, отмечает Владимир Попов, поясняя, что автоконцерны переориентируются на другие рынки, например азиатские, где продать автомобили сейчас можно выгоднее.

Егор Ъ-Попов, Денис Ъ-Скоробогатько, Анатолий Ъ-Джумайло; Сергей Ъ-Титов, Ульяновск