Визит премьер-министра Дмитрия Медведева в Калининград начался с неприятного сюрприза. Председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков сообщил ему, что власти Канады требуют от канадско-австрийской компании Magna, владеющей 40-процентной долей автосборочного предприятия, расторгнуть контракт (см. также стр.11). Следить за ситуацией было поручено министру промышленности Денису Мантурову. Но скоро и другие компании области ждут сложности. Дело не только в геополитической ситуации и возросшей конкуренции среди российских территорий за статус особых (на совещании премьер-министр подчеркнул, что в условиях присоединения Крыма старые приоритеты - Дальний Восток и Калининград - должны сохраниться в деятельности правительства). Главная проблема в том, что по условиям присоединения России ко Всемирной торговой организации с 1 апреля 2016 года в Калининградской области перестает действовать льготный порядок, позволяющий без уплаты таможенных пошлин поставлять на рынок Таможенного союза товары, произведенные с использованием иностранных комплектующих. Это приведет к существенному повышению налоговой нагрузки на бизнес, отметил Дмитрий Медведев. А потому надо максимально «адаптировать экономику региона к завершению переходного периода». Кроме таких мер, как выравнивание с остальной частью РФ транспортных расходов, установление конкурентных цен и облегчение доступа к кредитам, рассматривается возможность снижения обязательного инвестиционного минимума для получения права на резидентство в ОЭЗ со 150 млн до 50 млн руб.
Но этих мер будет мало, считают в Минэкономики. Льготами пользуются примерно 900 предприятий, которые образуют 22% валового продукта области и дают работу около 50 тыс. человек. Они в основном обладают слабыми фондами и не имеют накопленного капитала для модернизации. По мнению министра экономики Алексея Улюкаева, отмена льготного порядка «может оказать крайне негативное воздействие на их деятельность». А потому министр предложил перейти на механизм, «который будет полностью соответствовать нормам ВТО»,-- ввести субсидии на оптимизацию рынка труда и модернизацию производства. Схема поддержки такова: федеральный бюджет будет давать средства региону, а тот - перечислять их предприятиям ОЭЗ по заявительному принципу. Получатели должны будут лишь не иметь задолженности по платежам в бюджет, вести деятельность на территории области и не снижать фонд оплаты труда. В случае нехватки средств на субсидии правительству области рекомендовано обращаться в Минфин «с ходатайством об увеличении финансирования». Участники совещания рассказали «Ъ», что, по оценкам региональных властей, потребность в федеральных субсидиях составит около 60 млрд руб. ежегодно.
Но губернатор Калининградской области Николай Цуканов предложил этим не ограничиваться. По его словам, следует также снизить ставку страховых взносов для резидентов ОЭЗ до 14%, компенсировать из федерального бюджета транспортные издержки на товары, поставляемые из области в РФ, и на поставку сырья в область, а также уменьшить финансовые гарантии для участников внешнеэкономической деятельности и ввести генеральное разрешение для экспортеров по заявительному принципу. Министр финансов Антон Силуанов пакет предложений Минэкономики и региональных властей вчера публично не комментировал. Дмитрий Медведев также не стал принимать немедленных решений, подчеркнув лишь, что меры подлежат обсуждению.
Петр Ъ-Нетреба, Калининград