Лучше тощий бюджет, чем бюджетная война

Самый серьезный конфликт на старте разработки федерального бюджета на 2015-2017 годы, спор Минфина и Минэкономики вокруг «бюджетного правила», близок к исчерпанию. Ведомство Алексея Улюкаева внесло в Белый дом исправленный после критики и нескольких совещаний в правительстве и Кремле вариант прогноза сценарных условий и параметров социально-экономического развития РФ на 2015-2017 годы. Очевидно, документ должен устроить Минфин, который настаивает на сохранении относительно жесткой бюджетной политики. В рамках сценария, рекомендованного Минэкономики к принятию в качестве базового, «бюджетное правило» сохраняется неизменным. Хотя формально команда Алексея Улюкаева не отказалась от предложений модифицировать «бюджетное правило» (это расшифровано как увеличение на шесть-семь лет допустимого изменения дефицита федерального бюджета с 1% до 2% ВВП), она предложит правительству рассматривать эту идею лишь как дополнительную опцию в рамках неосновного умеренно оптимистического сценария. Еще один сценарий представляет собой стресс-тест на падение цены нефти до $90 за баррель к 2015 году. «Мобилизационного» сверхоптимистичного сценария (см. «Ъ» от 16 апреля) в документе Минэкономики нет.

Базовый «инерционный», как и в версии, разработанной в апреле 2014 года (см. «Ъ» от 9 апреля), предусматривает рост ВВП на 0,5% и главным образом в первом полугодии. Тем не менее ухудшению подверглись все основные параметры, связанные с реальными доходами и зарплатами домохозяйств (темп их роста в 2014 году уменьшен с 0,6% до 0,5% и с 2% до 1,4% соответственно) при неизменном прогнозе инфляции в 6% на конец года. Однако модель «выдает» прежние темпы роста оборота розницы и потребления платных услуг при ограничении доступа к кредиту, меньшем сокращении импорта (экспорт остался тем же) и большей просадке капвложений (на 2,4% вместо 1,9%). Кроме продолжения проедания гражданами своих сбережений, такой эффект могут обеспечить и новые параметры чистого оттока иностранного капитала в 2014 года: его объем пересмотрен со $100 млрд. до $90 млрд. Это, вероятно, послужило и улучшению оценок среднегодового курса доллара, и скорости девальвации реального эффективного курса рубля (с 7,4% до 6,8%). Неизменность прогноза роста ВВП на этом фоне, судя по всему, объясняется улучшением ожидаемого роста производительности труда с 0,9% до 1,1%, что выглядит странным при прежнем уровне безработицы и большем падении инвестиций.

При этом Минэкономики достаточно внятно предупреждает правительство о том, чем придется пожертвовать ради сохранения бюджетного курса Минфина: в первую очередь это удешевление бюджетных кредитов регионам. Транспортная госпрограмма без модификации «бюджетного правила» будет недофинансирована на 200-350 млрд руб. в год, госпрограмма здравоохранения - не менее чем на 100 млрд. руб. с 2016 года (см. текст на этой же странице). Под сокращение попадет и госпрограмма развития науки и технологий, под вопросом часть расходов на развитие Крыма.

Обсуждать прогнозы за горизонтами текущего года, исходя из замечаний авторов расчетов Минэкономики, бессмысленно. «В условиях геополитической напряженности значительно повысилась неопределенность траектории дальнейшего экономического развития…. В 2014-2016 годах вероятность более сильного замедления экономической динамики превосходит вероятность того, что рост будет сильнее, чем в базовом варианте прогноза»,-- признают они. Сценарий «шока», который ранее в Минэкономики связывали с возможным введением «широких» экономических санкций, среди счетных сценариев не обнаруживается. В ведомстве Алексея Улюкаева лишь указывают, что в среднесрочном периоде у РФ схватит резервов, чтобы их пережить, а в 2014 году они смогут замедлить рост лишь до 0,2-0,3%. В долгосрочном же периоде санкции «могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости и сокращение возможностей для модернизации».

Дмитрий Ъ-Бутрин, Алексей Ъ-Шаповалов, Петр Ъ-Нетреба