В апреле Банк России дополнительно ужесточил денежно-кредитную политику, повысив ключевую ставку с 7 до 7,5% годовых (при том что еще в феврале она составляла 5,5%). Влияние динамики курса рубля на инфляцию оказалось сильнее, чем предполагалось, и регулятор отреагировал дополнительными действиями по борьбе с инфляционным шоком. Таким образом Банк России продемонстрировал, что он, вероятно, собирается придерживаться стратегии жесткого инфляционного таргетирования - т. е. не только изменять направленность денежно-кредитной политики в связи с ускорением или замедлением инфляции в условиях перегрева или охлаждения экономики, но и реагировать на инфляционные шоки немонетарного характера. Попробуем разобраться, каковы могут быть плюсы и минусы подобной стратегии.
Прежде всего она может позволить повысить доверие населения, компаний и участников рынка к центральному банку, который показывает «не словом, а делом», что его политика действительно ориентирована на контроль над инфляцией. Это позволит улучшить управление инфляционными ожиданиями, которые в России были традиционно высоки. Вероятно, сейчас повышение ставок также может несколько сократить отток капитала из российской экономики - если не за счет привлечения внешних инвестиций в условиях сохранения очевидных геополитических рисков, то хотя бы путем создания более привлекательных условий для сбережений в России.
В то же время, скорее всего, ужесточение политики станет очередным препятствием для роста и без того крайне слабой инвестиционной активности. По нашим оценкам, еще до повышения ставок Банка России в марте и апреле в общей сложности на 2 процентных пункта реальная ставка по долгосрочным кредитам компаниям (номинальная ставка за вычетом ожидаемой инфляции) превышала 6% годовых. Много это или мало? Для сравнения: более высокий уровень реальных ставок по корпоративным кредитам наблюдался только на протяжении кризисного 2009 года. В течение большей части 2012 г. они немного превышали 4%, а до 2008 г. вообще были отрицательными. Плюс, на наш взгляд, представляется неоднозначным, насколько дополнительное охлаждение экономики позволит уменьшить давление на цены в условиях и так весьма низких темпов экономического роста (менее 1% в I квартале 2014 г. согласно существующим оценкам).
Какие из предложенных аргументов весомее, как правильно найти баланс между ними - это отдельный вопрос. Обращаясь к нему, полезно взглянуть на обозначенную проблему не только в контексте текущей ситуации, но и со стратегической точки зрения. Переход Банка России к так называемой политике таргетирования инфляции никогда не был самоцелью. Достижение достаточно низкой и стабильной в среднесрочном периоде инфляции является важным условием формирования в экономике внутренних сбережений и развития механизма по их преобразованию во внутренние инвестиции. Это, в свою очередь, должно привести к изменению модели финансирования экономического развития страны, которая до 2009 г. была ориентирована на использование преимущественно внешних источников.