Эдхам Акбулатов: В большом городе бизнес должен быть конкурентным

В июне исполнится два года, как Эдхам Акбулатов стал главой Красноярска. В течение первого года мэр формировал команду и разбирался с текущими острыми проблемами. К лету-2014 на повестке дня уже новые глобальные задачи - работа по созданию нового генплана и установка принципиально других правил игры для малого и среднего бизнеса. Появившиеся на горизонте перемены нравятся не всем, но глава города уверен, что власть движется в правильном направлении.

- Сейчас идет активная работа над генпланом. Я периодически заслушиваю разработчиков этого документа. Для меня сейчас это важнейший вопрос. В ближайшее время планируем провести первое общественное обсуждение тех наработок, которые сделаны проектировщиками.

Какая концепция развития Красноярска существует сейчас, и как вы к ней сами относитесь?

Характеризуя новый генплан, следует остановиться на нескольких моментах. Во-первых, не предполагается увеличивать границы города. Изначально проектировщики рассчитывали, что Красноярск будет расти вширь, за счет новых территорий, в сторону Сосновоборска, в направлении аэропорта. Это предложение было отвергнуто. Потому что если мы будем развивать всегда только новые территории, то никогда не приведем в порядок старые. И Николаевка, Покровка, район ДОКа на Свердловской останутся наедине со своими проблемами. Поэтому считаю, что город должен развиваться в существующих границах.

Во-вторых, мы ожидаем, что численность населения вырастет до отметки 1 млн 200 тыс.- 1млн 250 тыс. человек. Сейчас в Красноярске официально насчитывается 1 млн 36 тыс. горожан. При этом, что по оценке специалистов реально в городе проживает около 1 млн 100 тыс. жителей.

При разработке генплана мы ориентируемся на уже обозначенный мной показатель - 1 млн. 200 тыс. чел. Для того, чтобы он стал реален, люди должны хотеть жить в Красноярске. А это значит, в городе должны быть развиты экономика, обеспечивающая людей высокооплачиваемой работой и социально-бытовой сектор, обеспечивающий горожанам комфортную среду проживания. Генплан не предполагает каких-то конкретных решений по развитию новых производств. Но он должен предусмотреть территории, на которых эти производства могут располагаться, и определить судьбу тех площадок, которые раньше были промышленными. В Красноярске избыточное количество участков бывших заводов и крупных производств. Зачастую это предприятия с низкой производительностью труда, низкой отдачей от единицы занимаемой площади. Нередко эти площадки изначально создавались нерационально. Например, когда приезжаешь на завод «Сибтяжмаш», видишь густо заросшие кустарниками и деревьями территории. Речь идет не о заброшенном сквере, не о санитарной зоне, а об избыточной территории, которая еще в СССР была занята предприятием, но никак не использовалась. Также виден диссонанс в постройках: какие-то здания современные, какие-то 50-летней давности, требующие срочного ремонта. Для новых производств, которые будут появляться в городе, подобная ситуация недопустима. Предприятия в Красноярске должны быть компактными, современными и утилитарными.

Какие промышленные территории сохранятся, согласно генплану?

Останутся те промплощадки, которые успешно работают сейчас. Это зона ХМЗ, «Красмаша», завода по производству синтетического каучука, площадка бывшего завода «Сивинит», РТИ, Шинного завода. К этому списку добавляется «Красфарма», электро-вагоноремонтный завод, предприятия, которые расположены в северо-восточном промышленном узле, начиная от «КрАЗа» и заканчивая ТЭЦ-3. Нам нельзя оставаться без производственных площадок. Но я неоднократно транслировал и свое мнение, и мнение горожан: предприятия должны быть экологически безопасными и современными.

Какие промзоны Красноярска предполагается застраивать жильем?

Будет застроена территория «Красноярского завода комбайнов», часть территории бывшего завода «Сибсталь» - это два самых масштабных проекта застройки промзон. Под жилую либо общественную застройку уйдет район Нефтебазы и небольшие участки промышленных территорий в районе «приземления» четвертого моста на правом берегу, таких как площадка деревообрабатывающего комбината в районе Базаихи.

Как будет развиваться комплексная транспортная схема?

Подразумевается создание схемы, которая обеспечит беспрерывный трафик по территории города. Помимо четвертого моста через Енисей, который строится сейчас, должен появиться еще один автомобильный мост через остров Татышев с выходом на ул. Затонскую и мост в районе ул. Фестивальной. Это, конечно, перспектива не на ближайшие годы. Но, тем не менее, створы должны быть оставлены, чтобы со временем эти транспортные сооружения могли появиться.

Большая проблема - центр города, где формируются автомобильные заторы. Предполагается сформировать объездные магистрали, чтобы горожане имели возможность попасть в любую точку Красноярска, минуя центр. Один такой объезд планируется обустроить через Покровскую гору, далее - создать продолжение ул. Молокова, которая в перспективе соединится с ул. Ястынской. И также построить выход на пр. Свободный. В итоге получится альтернативный объезд центра. Именно такая логика будет заложена в генплане. Чтобы реализовать эту задачу технически, возможно, нужно будет разработать сложный инженерный проект. Возможно, это будет тоннель - вот здесь (показывает на карте Красноярска участок Покровской горы - прим. ред.). Пока мы попросили проектировщиков посчитать, в какую сумму эти планы выльются. Если получится очень дорого, скорее всего будем думать, как по-другому решить вопрос движения по горе. Но, очевидно, что такой вход необходим городу, чтобы, наконец, сократить пробки в центре.

Транспортная схема предыдущего генплана, по мнению специалистов, была реализована всего на 10%. Наглядный результат такой работы мы сегодня видим на дорогах. Строили все остальное, а транспорту не уделяли должного внимания. Сейчас мы такой ошибки не должны повторить. Определимся со стратегией и будем ей следовать.

А метро подразумевается?

Створы метро сохраняются. Первая очередь метрополитена предполагала движение от ул. Высотной через железнодорожный вокзал, центр до Стрелки. Но сейчас этого уже мало. Ветка метро должна идти дальше, через Взлетку, Северный.

Это отражено в генплане. Но нужно понимать, что генплан - это документ, который определяет перспективы дальнейшего развития, позволяет согласовать интересы участников процесса. Искать в нем ответ на вопрос: «Когда будет построено метро?» - бессмысленно. Этот вопрос нужно задавать при реализации генерального плана.

Какие дороги еще планируется построить?

Предусматривается строительство магистрали в продолжение ул. Копылова с выходом около Мясокомбината на трассу М 53. Это решение существовало в предыдущем генплане. Согласно новому документу город в большей степени будет развиваться в северо-восточном направлении левого берега, поскольку это наиболее экологически благоприятная территория. Кроме того, в юго-западном направлении на правом берегу много земельных участков, которые можно было бы использовать для развития города, но необходима инженерная инфраструктура, и конечно, дороги. Поэтому предполагается строительство опоясывающей город на юге магистрали непрерывного движения с выходом на четвертый мост через ул. Саянская.

В генплан заложено развитие рекреационных зон?

Да. Подразумевается, что острова Татышев, Отдыха, Молокова сохраняются как рекреационные зоны. Не стоит забывать, что острова - это элементы водозаборных сооружений и с точки зрения безопасности их нельзя застраивать.

Что касается прибрежных территорий, то, я считаю, набережные должны быть максимально доступны горожанам. Поэтому, в первую очередь жилая застройка предполагается в юго-западном районе набережной правого берега - проект «Тихие зори». Будет сформирована набережная вдоль мкрн. Южный берег. За пределы городской черты должна быть все-таки вынесена Нефтебаза и на ее месте также предполагается развитие набережной. Генпланом предусматривается значительное увеличение площади общественных пространств и, соответственно, площади озеленения. В Красноярске сейчас она составляет 6-7 кв. м зеленых насаждений на человека. Но этот показатель должен вырасти как минимум до 16 кв. м.

Красноярский бизнес научат быть сильным

В последнее время в дискуссию с администрацией города вступили представители сразу двух профессиональных сообществ - архитекторы и владельцы временных сооружений. Первые обсуждают проект создания исторического квартала, вторым не согласны с новыми правилами аренды земельных участков, которые готовится принять городская администрация. По обоим вопросам мэр занял жесткую позицию.

- Будущее исторического центра Красноярска бурно обсуждали архитекторы, было предложено несколько вариантов. К чему пришли в итоге?

Проблематика этого вопроса звучит так - необходимо сохранить историческое наследие города. Это аксиома. На поверхности два варианта решения вопроса: создавать в зданиях, которые являются памятниками архитектуры и в большинстве своем - жилыми домами, музеи либо размещать в них бюджетные учреждения. Бюджет ни тот, ни другой вариант не осилит. А значит, мы должны привлекать бизнес. Поэтому предлагается в центре города создать не этнографический музей, а исторический квартал, сделав участок ул. Горького пешеходным. Здесь могут быть размещены и коммерческие объекты: магазины, предприятия общепита, сувенирные лавки, которые бы гармонировали с парком культуры и отдыха.

Сейчас Центральный парк находится в запущенном состоянии, его необходимо приводить в порядок, делать современным, всесезонным, удобным для отдыха с детьми. Эскиз проекта, который сейчас рассматривается, подразумевает корректировку проекта планировки центральной части города. Предлагается, с одной стороны, сохранить памятники на ул. Горького, с другой стороны, обустроить линию зданий, стилизованных под застройку Красноярска конца 19- начала 20 века.

Кто-то говорит - там охранная зона, нельзя ничего строить. Но посмотрите, что в этой зоне: гаражи, хозпостройки, полуразрушенная ограда парка, даже деревья исторические не сохранились. Поэтому наша задача создать благоустроенную, зеленую зону отдыха с пешеходным маршрутом по ул. Горького, через парк с выходом на набережную Енисея.

Есть архитекторы, которые говорят, что памятники надо сохранять полностью…

Да. Но получается, нужно сохранить в доме где живут горожане и отсутствие освещения, и горячего водоснабжения… Люди, которые спорят на эту тему, не понимают экономической и социальной стороны вопроса. Поэтому я готов доказывать свою правоту. Подобные решения реализованы и в европейских городах - например, во Флоренции, центр которой сам по себе памятник. Но там же люди не живут, как в средние века.

Бизнес готов вкладываться в проект исторического квартала?

Ряд красноярских бизнесменов проявляет интерес к этому проекту. Конкурс пока не объявлен. Мы должны принять градостроительное решение, которое можно реализовать, после чего дело дойдет до конкурса. Вы знаете, я вообще за конкурсные процедуры, за то, чтобы их было как можно больше.

Почему?

Считаю, что аукционы, торги - это объективно, правильно и честно. За время, пока я работаю руководителем города, я обязан сделать конкурсный принцип необратимым. Город - это территория, которая принадлежит всем горожанам, в нем все должно быть открыто и прозрачно.

Кроме того, в городе должна существовать реальная конкуренция, в которой побеждает сильнейший. Мы живем в обществе, в котором процветает дух соревнования. И если ты не работаешь над собой, ты проиграешь. Бизнес должен быть в постоянном напряжении, в стремлении победить. Бизнес не должен паразитировать на государстве, он должен бороться. Поэтому я - за конкурсы. Это честно и справедливо.

Этот подход касается и принятия решений по временным сооружениям, конкретно, по продлению аренды участков?

Да. Я считаю свое решение правильным и буду его отстаивать. Земля на свободном рынке стоит денег, а значит предоставлять участки не на рыночных условиях - лишать бюджет дополнительных поступлений. Предприниматели этот посыл уже восприняли. Некоторые конкурсные торги у нас идут по пять дней. Люди торгуются до последнего.

И я думаю, горожане, вправе рассчитывать на то, что земля в городской черте дает экономически оправданную отдачу. Поэтому моя задача сделать прозрачные и понятные правила игры для рынка.

Когда-то говорили, что на торги по земельным участкам никто не пойдет, а сейчас более половины торгов по земельным участкам проходят с повышением первоначальной цены. Например, недавно продали участок под строительство магазина в Солнечном по цене в 2,4 раза выше первоначальной стоимости.

Мы должны вовлечь государственную собственность в рыночный оборот, и мы это делаем. А от малого бизнеса слышу пока только эмоции. Хотя готов обсуждать конкретные предложения.

В прошлом году вы говорили, что открытых рынков в Красноярске должно стать меньше. И мы увидели снос «Славянского», рынка в «Северном». Что будет с временными сооружениями?

Количество временных сооружений должно сокращаться. И сами красноярцы, и гости нашего города говорят о том, что нигде больше нет столько ларьков и павильонов как в Красноярске. Временные сооружения явно диссонируют с внешним обликом города, архитектурными замыслами проектировщиков, они мешают движению транспорта - например, возле торговых рядов на ул. Карла Маркса или у краевой больницы формируется целый ряд припаркованных автомобилей.

Но, сокращая количество павильонов, надо действовать грамотно. Малый бизнес должен видеть перспективу. В моем понимании, логичным был бы переход от уличной торговли к торговле во встроенных помещениях: на первых этажах жилых домов, в нежилых зданиях. Торговля должна стать цивилизованной. Конечно, какое-то количество временных сооружений останется для продажи газет, мороженого, напитков, цветов.

Какое место малый бизнес будет занимать в будущем города?

Конечно, малого бизнеса в Красноярске должно стать больше. Но он должен быть честным, цивилизованным. Сейчас он, по сути, «ходит в ползунках». Мало сильных качественных проектов. А они должны быть, и в торговле, и в сфере услуг, и в производстве.

У меня в доме недавно открылась парикмахерская, туда приятно зайти, видно, что все продумано до мелочей, новое оборудование, терминал безналичного расчета, и всего три кресла стоят. Это малый бизнес. И мне кажется, это верное направление развития - формат «у дома».

Хотелось бы, конечно, видеть больше производственного, высокотехнологичного малого бизнеса. Ниши для таких игроков есть во множестве отраслей: ЖКХ, продукты питания, обслуживание, строительство и др. Такие начинания мы будем продолжать поддерживать, создавая технопарки и промпарки. Потому что такому бизнесу нужно только создать условия для развития, а дальше он сам разберется.

Нельзя не затронуть тему Универсиады-2019. Уже известны некоторые международные компании, которые придут в город, что называется, «под Универсиаду» - IKEA, McDonald's. Есть еще какие-то проекты?

Новых брендов я вам не назову. Но уверен, что по мере приближения к Универсиаде этот процесс будет идти интенсивнее.

Интерес к городу возрастет, поток приезжих увеличится. Универсиада - это не просто две недели соревнований. Это глобальный проект, который сделает Красноярск узнаваемым, привлекательным, современным для федеральных и зарубежных компаний.

Назовите несколько критериев для красноярских компаний, которые могут выступить партнерами Универсиады-2019.

Неблагодарное это дело - называть критерии. Сразу скажу, что временная торговля точно не подойдет. Я видел удивленные глаза президента FISU, когда он прочел объявление на балконе жилого дома «Продам квартиру». И после этого члены экспертной комиссии задавали вопрос: «Почему вы до сих пор миритесь с рекламой на исторических зданиях?». Поэтому главное требование к бизнесу - соответствие современным стандартам, которые приняты в большинстве городов-миллионников. Это требования по качеству, сервису, эстетике объектов, оборудованию. Хотелось бы, чтобы Универсиада подвигла нас всех на глубокую работу над собой, сделала лучше во всех смыслах.

Последний вопрос. В 213 г. в Горсовет Красноярска пришло много депутатов из бизнеса. Стало ли с этим составом тяжелее работать?

С новым Горсоветом работать интереснее. И эта работа более плодотворна. Раскачки никакой не было, с места в карьер. Много новых идей, реальных предложений. Мне есть с чем сравнивать, я работал с разными составами Горсовета. Многие решения мы принимаем компромиссно, но это всегда выверенные решения, которые мы в дальнейшем совместно реализуем.