Минкомсвязи написало правила облачных услуг для госорганов

Минкомсвязи разработало законопроект, который должен открыть возможность использования госорганами облачных технологий, следует из этого проекта и пояснительной записки к нему, опубликованных на сайте правительства.

Технологии облачных вычислений дают возможность повысить эффективность использования вычислительных ресурсов, говорится в пояснительной записке. Они сокращают расходы на приобретение, техобслуживание и ремонт оборудования, на программное обеспечение, зарплату обслуживающего персонала и электроэнергию и т. д. Но чтобы перевести органы власти на облачные технологии, нужно создать нормативную базу для их использования, говорится в документе.

О создании законодательной базы для облачных сервисов в России говорится с 2012 г., когда Ассоциация облачных технологий разработала концепцию соответствующего закона. То, что российское законодательство не учитывает особенности облачных технологий, осложняет работу в таких областях, как безопасность данных, интеллектуальная собственность и др., соглашался тогда депутат Госдумы Сергей Железняк.

Законопроект Минкомсвязи дает определение облачных технологий, а также устанавливает требования для поставщика облачных услуг, которым он должен соответствовать для заключения госконтрактов. Он должен быть российским юрлицом, его облачная инфраструктура должна располагаться на территории России, госпоставщик должен быть финансово устойчивым, иметь соответствующие лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и ФСБ, а также владеть как минимум двумя дата-центрами, аттестованными ФСТЭК, или арендовать их не менее чем на 49 лет.

Тарифы на облачные услуги для госорганов будут регулироваться - предельный тариф определит Федеральная служба по тарифам.

Законопроект также разделяет простых поставщиков облачных услуг и «гарантирующего поставщика», который будет обязан заключать договор с любым обратившимся к нему органом государственной власти, внебюджетным фондом или органом местного самоуправления. Гарантирующего поставщика (одного или нескольких) должно будет определять правительство.

Обычно правительство рассматривает в качестве исполнителя подобных программ государственный «Ростелеком». Он был выбран единственным исполнителем по созданию инфраструктуры для видеонаблюдения на выборах президента в 2012 г., недавно правительство назначило его единым оператором универсальных услуг связи по всей стране, и он же должен будет создавать инфраструктуру оптоволоконной связи в регионах для преодоления так называемого «цифрового неравенства». Вполне возможно, «Ростелеком» будет выбран и в качестве гарантирующего поставщика облачных услуг, считает близкий к оператору источник.

По словам представителя «Ростелекома» Киры Кирюхиной, оператор уже предоставляет облачные услуги и полностью соответствует всем требованиям к их поставщикам, описанным в законопроекте. Предполагается ли назначить «Ростелеком» гарантирующим поставщиком облачных услуг, она не знает.

Закон может коснуться и других поставщиков облачных услуг. Так, МТС предоставляет облачные услуги своим клиентам и владеет шестью дата-центрами в России, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. Законопроект Минкомсвязи он не комментирует. «Вымпелком» также предоставляет сервисы на основе облачных решений для своих корпоративных клиентов. Компания изучит условия предоставления облачных сервисов госзаказчикам, прописанные в законопроекте Минкомсвязи, обещает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.