'АвтоВАЗу' не дают сэкономить

Как нам кажется, поставщики не совсем понимают, что нам необходимо, а это улица с двухсторонним движением. Мы должны быть партнерами, должны работать продуктивно", - заявил в конце апреля в интервью телеканалу «ВАЗ-ТВ» президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. Из-за слабого рынка и падающих продаж Андерссон еще в начале года просил поставщиков снизить цены на 5% и увеличить отсрочку по платежам с 45 до 60-70 дней. Дату, к которой предложено это сделать, топ-менеджер не назвал.

Кто согласился пойти навстречу «АвтоВАЗу», автоконцерн, правда, не сообщал. «Большая часть поставщиков 'АвтоВАЗа' отнеслась с пониманием» к новым условиям сотрудничества, сказал лишь представитель концерна. Количество переподписанных контрактов и другие подробности он отказался раскрыть, сославшись на коммерческую тайну. «С рядом компаний 'АвтоВАЗ' продолжает диалог и надеется найти приемлемое решение», - отмечает представитель.

На материалы и комплектующие приходится 74% себестоимости производства на «АвтоВАЗе», следует из отчета компании по МСФО. На конец 2013 г. у «АвтоВАЗа» было более 250 поставщиков, уточняет представитель концерна. Большинство компаний согласились на увеличение отсрочки, на 5%-ное снижение цен пошли немногие, рассказали «Ведомостям» совладелец одной из крупнейших российских компаний - поставщиков завода, источник, близкий к одному из автозаводов, и топ-менеджер российского представительства глобального производителя автокомпонентов. Рентабельность производства комплектующих и так низка: заказы от автозаводов падают из-за слабого рынка, объясняет крупный российский поставщик. «Мы, например, не смогли снизить цены на 5% на всю продукцию. Снижение было минимальным на комплектующие, рентабельность производства которых близка к нулю или отрицательная», - говорит он. Его компания увеличила отсрочку для автозавода до 70 дней. Сотрудник зарубежной компании - поставщика «АвтоВАЗа» рассказал, что она увеличила отсрочку платежей до 60 дней, а также снизила цены на некоторую продукцию на 1-3% (цены по остальным позициям остались прежними). «Общее снижение на 5% предполагает, что рентабельность производства должна как минимум быть выше 10%. Но в автокомпонентном бизнесе такого нет», - говорит собеседник «Ведомостей». Другой поставщик «АвтоВАЗа» сказал, что увеличил отсрочку до 70 дней, а цены снизил меньше чем на 5%: «В противном случае бизнес будет убыточным». Еще один поставщик согласился на увеличение отсрочки до 60 дней, но отказался снижать цены. «Растут цены на сырье, к тому же мы не сильно зависим от 'АвтоВАЗа' - на него приходится меньше четверти наших продаж», - объясняет сотрудник этой компании.

По словам некоторых поставщиков, новые условия, на которые они согласились, уже включены в действующие контракты. Другой собеседник «Ведомостей» сказал, что пока только отправил письмо с уведомлением о согласии увеличить отсрочку. Представитель ММК (один из крупнейших поставщиков автомобильного листа) сообщил, что компания не меняла и не планирует менять условия договора (включая цену поставок, сроки их оплаты), заключенного с «АвтоВАЗом» на этот год. Формула цены на металл, поставляемый «АвтоВАЗу» НЛМК, привязана в том числе к динамике цен на рынке, контрактные условия в этом году не менялись, сказал представитель компании. Изменилось ли время отсрочки платежей, он не стал комментировать. Сроки действия контрактов зависят от проектов и могут достигать нескольких лет, говорят собеседники «Ведомостей».

По словам поставщиков «АвтоВАЗа», в обмен на скидки и увеличенную отсрочку «АвтоВАЗ» ничего им не предложил. А, например, дилерам в обмен на повышение качества продаж и помощь в увеличении рыночной доли концерн поднял максимальную величину маржи. «АвтоВАЗ» «улучшил обслуживание входящей логистики, создал удобные временные рамки для доставки комплектующих, усовершенствовал процесс формирования заказов», парирует представитель завода. Повышение эффективности системы приема-разгрузки и хранения комплектующих положительно скажется на бизнесе поставщиков, снизит их затраты, но вряд ли компенсирует потери от снижения цен на 5%, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Сотрудник глобального производителя автокомпонентов надеется, что те поставщики, которые пошли навстречу «АвтоВАЗу», в перспективе могут получить преимущества при получении новых контрактов.

Работа с поставщиками - одна из сильных сторон Андерссона, он этим занимался еще в GM (был вице-президентом по глобальным закупкам и работе с поставщиками в европейском и американском отделениях GM), напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Опыт массового изменения условий работы с поставщиками в России у Андерссона тоже есть: два года назад, когда он был президентом группы ГАЗ, 90% ее поставщиков согласились увеличить отсрочку до 45-60 дней (ранее практиковалась предоплата или небольшая отсрочка), напоминает источник, близкий к одному из автозаводов.

Если бы все поставщики полностью поддержали предложения «АвтоВАЗа», то завод поправил бы финансовое положение, отмечает Беспалов. К примеру, если снижение цен на 5% произошло в 2013 г., то по итогам года себестоимость продукции сократилась бы на 6 млрд руб., а чистый убыток при прочих равных был бы в 5 раз меньше - 1,66 млрд руб., подсчитал он. По итогам 2013 г. средний период расчета с вазовскими поставщиками составлял 40 дней; при увеличении отсрочки до 60 дней кредиторская задолженность перед поставщиками выросла бы на 50% до 25 млрд руб., при отсрочке в 70 дней - на 78% до 29,5 млрд руб., приводит расчеты Беспалов. Но «АвтоВАЗ» заинтересован в увеличении этой задолженности, поскольку в этом случае не нужно платить процентов, поясняет эксперт.