Российское правительство обсуждает механизм, который позволит облагать НДС телекоммуникационные услуги, которые оказывают иностранные IT-гиганты российским компаниям и физическим лицам. Об этом «Известиям» рассказал источник в правительстве. Соответствующий законопроект с поправками в Налоговый кодекс планируется принять до конца года, - добавляет он.
- Идея в том, чтобы прописать в Налоговом кодексе, что местом реализации этих услуг будет признаваться место осуществления деятельности покупателя, а не продавца, - говорит собеседник «Известий». - Соответственно, предоставление этих услуг будет подпадать под российское налогообложение. Это общемировая практика по противодействию размывания налоговой базы и перемещению прибыли, подобная схема была одобрена на заседании налогового комитета Организации экономического сотрудничества и развития летом прошлого года.
В пресс-службе Минфина подтвердили информацию «Известий».
- Указанный вопрос находится в стадии обсуждения, - рассказали в пресс-службе. - Но окончательное решение о внесении изменений в Налоговый кодекс и сроках подготовки соответствующего законопроекта не принято.
В настоящее время НДС со стоимости телекоммуникационных услуг (предоставление хостинга для российских сайтов, сервисы видеозвонков и онлайн-месседжеров, проката и продажи аудио- и видеофайлов, платное предоставление пространства на серверах для хранения электронных документов и др.) компании платят только в случае, если поставщик услуг осуществляет свою деятельность на территории страны. Если же он зарегистрирован в офшоре или на территории другого государства, то его услуги российским НДС не облагается.
Официальной статистики - сколько тратят россияне на покупку контента нет, однако исследования говорят, что речь идет о миллиардах долларов. По данным East-West Digital News (EWDN) российский рынок цифрового контента оценивается в 1,4 млрд долларов (доходы от платной подписки и по рекламной модели). На видео приходится 2% от всего объема рынка, на игры - 97%, а на музыку и книги - 1%. Потребителями онлайн-видео являются 42 млн россиян.
В случае принятия законопроекта Минфина, под повышенное налогообложение могут попасть ряд сервисов Apple и Google по прокату и продаже аудио- и видеоконтента, сервисы по предоставлению видеозвонков Skype (принадлежит Microsoft), Viber, месседжеры Whatsapp и Telegram, а также все зарубежные компании, предоставляющие хостинг для российских сайтов.
- Стоимость их услуг подорожает на сумму НДС (18%), и они должны будут выплачивать этот налог в бюджет РФ, - констатирует юрист компании «Налоговик» Михаил Филиппов, - причем это будет относится как к зарубежным компаниям-поставщикам, так и к фактически российским компаниям - поставщикам услуг, но зарегистрированным в иностранных юрисдикциях и офшорах (например, зарубежные «дочки» российских компаний).
- Нет ничего плохого в том, что государство защищает свои границы разными видами пошлин, налогов и регулированием, - считает глава Ассоциации электронной коммерции Герман Клименко. - Вот, к примеру, хостинг. Наши компании и зарубежные, безусловно, находятся не в равных налоговых и юридических условиях. Любое движение к выравниванию этих условий будет положительным для всего российского рынка.
С ним согласен юрист экспертного центра Taxadmin.ru Артемий Николаев. По его мнению, введение НДС для иностранных компаний, предоставляющих хостинг, может мотивировать российские сайты и серверы «переезжать» на территорию России. Об этом говорил Владимир Путин на медиафоруме в Санкт-Петербурге в конце апреля: тогда президент предложил отечественным интернет-гигантам размещать серверы на территории страны. Однако самое сложное - разработать механизм уплаты НДС иностранными компаниями.
- Конечно, возникает вопрос - как принудить, скажем, американскую компанию сдавать в российские налоговые органы декларацию по НДС, - говорит Николаев. - Ведь в настоящее время нет даже статистики о том, сколько российские компании платят за зарубежных хостинг и какова общая сумма, которую россияне платят за онлайн-сервисы. Поэтому в этом направлении у правительства много работы.
С ним соглашается и Филиппов. Однако, по его мнению, маловероятно, что кто-то из зарубежных компаний откажется платить НДС.
- Входя на рынок другой страны, они взяли обязательство соблюдать национальное законодательство этой страны, в том числе и налоговое. Если IT-гиганты откажутся платить НДС и при этом будут продолжать оказывать услуги на территории РФ, то этим они будут нарушать законы, и у российского правительства будет повод обратиться в суды, в том числе и международные, - говорит Филиппов.
- Работать это может следующим образом, - предполагает руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Линия права» Сергей Калинин. - Если российская компания приобретает у иностранного провайдера телекоммуникационные услуги, то при оплате этих услуг она должна будет удержать НДС и перечислить его в бюджет, то есть выступит в роли налогового агента. После того как НДС будет перечислен в бюджет, российская компания-покупатель может предъявить его к вычету как обычный «входной» НДС.
В российских представительствах Apple, Google и Microsoft отказались комментировать инициативу до официальной публикации законопроекта.