Мост из России в Крым: стройка века за $5 млрд

В течение пяти лет выделить на это из федерального бюджета России планируется 200 млрд рублей (5,6 млрд долларов), говорится в проекте документа о развитии региона, разработанном в минрегионразвития.

Инженеры компании «Гипротрансмост», которая спроектировала самый длинный в России мост (Президентский в Ульяновске - 5,8 км), уже ведут геологические изыскания на месте.

К началу мая они пробурили 27 скважин со стороны Краснодарского края, сообщается на сайте госкомпании «Автодор» - она выступает заказчиком строительства. Со стороны Крыма разведку берега планируют завершить 25 мая.

О важности проекта свидетельствует не только масштаб намеченных трат, но и личный контроль президента Владимира Путина. В конце марта на совещании с членами правительства он внес существенные коррективы в строительные планы, заявив, что мост должен быть не только автомобильным, но и железнодорожным.

Ставки растут

200 млрд рублей - это в четыре раза больше той суммы, которую российские чиновники называли изначально: в марте министр транспорта Максим Соколов говорил, что на возведение моста понадобится 50 млрд рублей.

Затем, после вмешательства Путина, Соколов «удвоил ставки» до 100 млрд, а чуть позже минэкономразвития сообщило, что нужны уже 155 млрд рублей.

Для сравнения, общие расходы на подготовку Владивостока к саммиту АТЭС в 2012 году составили 679 млрд рублей. На эти деньги построили три моста, реконструировали несколько дорог и аэропорт, благоустроили остров Русский и возвели на нем новый кампус Дальневосточного федерального университета.

Эксперты, опрошенные Би-би-си, не решаются говорить о финальной стоимости Керченского моста: слишком рано, слишком много экономических и политических рисков - но едины во мнении, что дешевым мост точно не будет.

«Это сооружение, как бы оно ни называлось, построить меньше, чем за 3 млрд долларов, невозможно», - считает Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики.

Не коррупция, а плохие проектировщики

Судить о том, хватит ли заявленных 200 млрд рублей, трудно, признают аналитики.

«Пока не готово технико-экономическое обоснование проекта [срок подготовки подойдет только осенью], разговоры о стоимости - не более чем спекуляции», - продолжает Блинкин.

«Когда мы выходим из больших городов на природу, появляется масса факторов, которые могут поменять цену не на проценты, а в разы. По причинам, никак не связанным с нашим человеческим несовершенством, в том числе с пресловутой коррупцией», - говорит он.

С ним согласны и другие эксперты, указывающие на то, что популярные в России разговоры о преднамеренном завышении стоимости масштабных инфраструктурных проектов зачастую не соответствуют действительности. Главные проблемы таких «строек века» - в другом.

«Я бы обозначил основные факторы так: отставание в используемых проектных решениях. То есть зачастую планируют построить одно, а получается совсем другое. Затем высокая стоимость денежных средств: проценты по кредитам слишком большие. Высокая стоимость материальных ресурсов. А воровство - уже пятый вопрос», - рассказывает генеральный директор «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Тектонический разлом

В пользу того, что стройка в Керченском проливе объективно не может быть дешевой, говорят и специфические природные условия района.

В проливе сильные течения, на дне много ила, весной начинается дрейф льда, из-за которого разрушился прежний мост, возведенный 70 лет назад и просуществовавший всего 107 дней. За несколько дней до крушения по нему успел проехать на Ялтинскую конференцию поезд советской делегации.

«Под Керченским проливом находится тектонический разлом, что может преподнести сюрпризы при строительстве, поэтому стоимость возможна какая угодно», - полагает глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Однако, несмотря на все трудности предстоящих работ, возведение моста он оценивает положительно.

«Любое инфраструктурное строительство - это хорошо. Можно спорить только о сроках и необходимости делать это именно сегодня или завтра. Но дорога нужна всегда, даже в самом безлюдном месте - рано или поздно она пригодится. Пускай она начнет приносить пользу через десять лет, но это произойдет», - говорит он.

Дмитрий Булин, Би-би-си, Москва