Минэкономразвития доработало методику оценки эффективности налоговых льгот с учетом позиции Минфина. Документ (копия есть у «Ведомостей») был направлен в «открытое правительство», рассказали его эксперты. В целом проект поддержан, сообщил представитель министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова.
Провести ревизию налоговых льгот до 15 мая поручил премьер Дмитрий Медведев. «Мы все-таки должны понять, что вытекает из чего, где какие льготы применяются, что работает, а что вообще не работает», - призывал он участников расширенной коллегии Минэкономразвития (цитата по government.ru). Интегрированная методика находится на согласовании, отмечает представитель Минэкономразвития.
Из-за налоговых льгот и преференций в 2012 г. бюджет недополучил 1,8 трлн руб., говорится в проекте основных направлений налоговой политики на 2015-2017 гг. С 2010 г. потери увеличились на 0,3% ВВП (см. таблицу).
В методике Минэкономразвития льготы делятся на две категории: элементы базовой структуры налога и преференции отдельным категориям налогоплательщиков - это и есть собственно налоговые расходы. Перечень таких преференций должен определить Минфин.
В подготовленном осенью мониторинге Минфин делил преференции на три типа: структурные элементы налоговой системы, прямые льготы и смешанные. В первую группу попали только два механизма: перенос убытка на налогооблагаемую прибыль и налоговое стимулирование НИОКР (0,31% ВВП, или 195 млрд руб. в 2012 г.). Смешанными (0,51% ВВП, или 317,5 млрд руб.) чиновники назвали четыре инструмента: два по амортизации (премия в 30% и льгота для оборудования с повышенным износом) и две нулевые ставки (на дивиденды от дочерних компаний и НДС от продажи недвижимости). Наибольшие же потери бюджет несет от прямых налоговых льгот: в 2012 г. они составили 2,08% ВВП, или 1,3 трлн руб. Но их отмена может повредить не только бизнесу, но и бюджету, предупреждали предприниматели: некоторые проекты в нефтяной отрасли без них не были бы запущены, а производство не получило бы средств, сэкономленных акционерами.
Минфин рассматривает льготы как налоговые расходы бюджета. А для Минэкономразвития главное - коэффициент эффективности (см. врез). Применять подход Минфина экономическое ведомство предлагает для прогноза бюджетных доходов и оценки эффективности госпрограмм. Раньше решение о льготах принималось преимущественно исходя из величины выпадающих доходов бюджета, влияние на бизнес не учитывалось, говорит член экспертного совета при правительстве Александр Брагин.
На практике при применении методики могут возникнуть сложности, считает директор Deloitte Василий Марков, она носит больше формальный характер. Должны быть конкретные рекомендации по оценке отдельных льгот, призывает Марков. Разобраться в методике очень сложно, признает налоговый консультант АКГ «МЭФ-аудит» Наталья Абрамова, без конкретики это неработающий документ.
Ранее представители регионов жаловались на сложность предыдущего проекта методики Минэкономразвития. Методика подходит для федеральных льгот, говорилось в письме министра экономического развития Калужской области Владимира Попова. В Калужской области он предложил использовать методику для оценки льгот резидентам особых экономических зон и предприятиям, осуществляющим модернизацию производства. Отдельные положения методики не имеют практического применения для регионов, отмечал вице-губернатор Нижегородской области Владимир Иванов в письме в Минэкономразвития. Методика была существенна доработана с учетом замечаний экспертов и чиновников, настаивает представитель Минэкономразвития. По сравнению с ранее обсуждавшимися концепциями не видно принципиальных изменений, уверен Марков.