По данным ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», начиная с апреля 2014 года, наблюдается резкое увеличение вагонопотока со светлыми нефтеналивными грузами, следующими со станций железных дорог СНГ назначением в Исламскую Республику Афганистан.
Однако железнодорожное развитие станций Исламской Республики Афганистан и грузовых фронтов, где производится выгрузка нефтеналивных грузов, не позволяют осуществлять своевременную выгрузку столь большого количества вагонов-цистерн. Кроме того, зачастую имеют место случаи складирования грузополучателями светлых нефтепродуктов в вагонах до момента повышения цен на них на внутреннем рынке Афганистана.
В связи с вышеизложенным транзитные для узбекской железной дороги вагоны оседают на железнодорожных станциях и прилегающих участках железнодорожного полигона ГАЖК «Узбекистон темир йуллари». Таким образом, на 5 мая 2014 года под выгрузкой нефтеналивных грузов в Исламской Республике Афганистан скопилось 783 цистерны. Кроме того, на полигоне ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» в ожидании освобождения железнодорожных путей и грузовых фронтов и возможности передачи вагонов на территорию Исламской Республики Афганистан простаивает еще 421 цистерна. В сообщении железнодорожной компании также отмечается, что по входным пограничным стыковым станциям в среднем в сутки поступает 30 цистерн со светлыми нефтеналивными грузами, следующих в данном направлении.
Сложившаяся обстановка не может не вызывать обеспокоенность за обеспечение безопасности движения и сохранности перевозимых грузов. Учитывая резкое повышение температуры наружного воздуха, как на территории Афганистана, так и прилегающих регионах Республики Узбекистан, наблюдается выплеск и течь груза из наливных люков цистерн, в котле цистерны повышается давление. В местах массового скопления груженных нефтепродуктами цистерн создается пожаро- и даже взрывоопасная обстановка. Непроизводительный простой вагонов отрицательно сказывается на эксплуатационных показателях работы железнодорожного транспорта, серьезно затрудняется маневровая и поездная работа, не обеспечиваются требования охраны труда станционных работников, работающих на железнодорожных путях непосредственно вблизи простаивающих вагонов. В связи с этим ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» вынуждена нести нецелесообразные материальные потери по оплате платежей за пользование вагонами.
В целях недопущения усугубления этих обстоятельств и сведения к минимуму отрицательных факторов, до момента нормализации поездного положения и обеспечения своевременной выгрузки вагонов-цистерн грузополучателями Исламской Республики Афганистан, администрация ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» сообщила о принятии мер по сокращению поступления вагонопотока с нефтеналивными грузами, следующими в направлении Исламской Республики Афганистан.