С 1 мая 2014 г. вступили в силу поправки в закон «О связи», направленные на борьбу с мобильным мошенничеством. Теперь абонент должен давать явное согласие на оплату мобильного контента, а оператор связи - предоставлять ему полную информацию об услуге, ее владельце и стоимости. Например, в ответ на запрос контентной услуги оператор может прислать sms со стоимостью и видом услуги, а также запросом на подтверждение ее покупки, объясняет председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова. Абоненту же придется в ответ на эту sms отправить еще одно сообщение.
После вступления поправок в силу более половины абонентов не могут получить контент - они просто не понимают, что и как теперь делать: процесс получения стал длительным и абсолютно непонятным, говорит гендиректор контент-провайдера i-Free Вячеслав Овчинников. Получение согласия абонента максимально усложняет процедуру платежа и требует от абонента дополнительных действий, к которым он не привык, которые ему неудобны и к которым он привыкать не захочет, сетует Анциферова. В то время как Amazon патентует оплату услуг в один клик, делает на этом миллиардный бизнес и лицензирует эту технологию всему рынку цифрового контента, потому что чем проще потребителю приобрести желаемое, тем больше вероятность, что он сделает покупку. А в России вразрез с тенденциями мирового рынка идут по пути сложных двух-, а то и трехступенчатых конструкций, говорит она.
По данным AC&M-Consulting, в IV квартале 2013 г. доходы российских сотовых операторов от контент-услуг сократились по сравнению с октябрем - декабрем 2013 г. на 7,9% до 15,2 млрд руб. При этом операторы забирают себе примерно две трети от этой суммы, остальное - доходы контент-провайдеров, объясняет аналитик AC&M-Consulting Оксана Панкратова. Таким образом, за IV квартал контент-провайдеры заработали примерно 5,5 млрд руб.
По словам Анциферовой, изменения в регулировании снизят потребление контентных услуг в 2,5-3 раза. Доходы контент-провайдеров, соответственно, могут сократиться минимум на 70%, прогнозирует Анциферова, ссылаясь на оценки участников рынка. По самым оптимистическим прогнозам, рынок sms-сервисов в ближайший месяц сократится минимум в 2-2,5 раза, согласен Овчинников.
Сотовые операторы еще до вступления закона в силу частично выполняли его положения. «Вымпелком» ввел подтверждение заказа контентных услуг еще в 2013 г., рассказывает его представитель Анна Айбашева. По ее словам, теперь требуется обязательное подтверждение при подписке на услуги сторонних контент-провайдеров, а также чтобы воспользоваться чужим сервисом стоимостью более 100 руб. А МТС внедрила обязательное информирование абонентов о стоимости всех дополнительных услуг еще в середине 2012 г., отмечает ее представитель Дмитрий Солодовников. «Мегафон» до вступления закона в силу требовал подтверждения заказа только для услуг тех партнеров, по которым поступали жалобы, говорит его представитель Олеся Яременко.
Операторы говорят, что самоограничения позволили им снизить уровень мошенничества, связанного с контентом. В феврале 2012 г. «Вымпелком» ежедневно получал 26 000 обращений, связанных с работой контент-провайдеров, в сентябре 2013 г. - 13 000 в день, а в феврале 2014 г. - только 3700, следует из материалов оператора.
В III квартале 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. количество претензий абонентов, связанных с мошенничеством, снизилось в 8 раз, рассказывает Солодовников. Но на фоне активной борьбы с мошенничеством выручка МТС от контент-услуг за тот же период сократилась на 18%, констатирует он. За счет того что рынок стал более прозрачным, а расходы абонентов - понятными, увеличивается доверие клиентов к контент-услугам, что в будущем будет стимулировать их потребление, надеется он.
Представители «Мегафона» и «Вымпелкома» не комментируют падение доходов от контент-услуг.