Правила закупки технических средств для органов внешней разведки будут упрощены. Соответствующий законопроект (копия имеется у «Известий») внес в Госдуму председатель комитета ГД по обороне Владимир Комоедов (КПРФ). Из процедуры закупки такой техники у единственного поставщика предлагается исключить этап обязательного согласования цены в Федеральной службе по тарифам (ФСТ) и прохождения независимой экспертизы. Сегодня ФСТ контролирует, чтобы прибыльность поставок разведтехники не превышала 25%.
Как следует из текста законопроекта, изменения будут внесены в ст. 93 и 94 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статья 93, определяющая случаи, в которых закупка производится у единственного поставщика, будет дополнена пунктом 35 - «Заключение контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения разведывательной деятельности». В статью 94 предлагается внести изменение, освобождающее заказчика от обязанности привлекать независимых экспертов для согласования цены.
Владимир Комоедов пояснил «Известиям», что поправки определят новый, более закрытый, порядок приобретения техники для всех силовиков, задействующих в своей работе разведывательную аппаратуру, а не только службы внешней разведки.
- Изменения коснутся всех силовых ведомств, работающих в этом направлении, - сообщил депутат.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, «органы внешней разведки… используют специальные технические средства, которые являются уникальными… и производятся единственным поставщиком». По действующему законодательству, для утверждения цены на такие изделия требуется передавать расширенную информацию об устройствах в Федеральную службу по тарифам. При этом расшифровка материальных расходов и другие сведения позволяют «определить технические характеристики специальной техники». Кроме того, эти данные должны передаваться независимым экспертам.
- Федеральная служба по тарифам осуществляет регистрацию цен на российское вооружение и военную технику, производство которых осуществляется единственным производителем, в соответствии с утвержденными правилами, - сообщили «Известиям» в ФСТ.
По правилам, утвержденным постановлением правительства № 29 от 25 января 2008 года, поставщик согласует с заказчиком и предоставляет в ФСТ сведения об объемах реализации продукции, расшифровку материальных и трудовых расходов. ФСТ с учетом заключения заказчика принимает решение утвердить цену или отказать в регистрации, при этом служба имеет право требовать дополнительные документы, проводить консультации с заказчиком и поставщиком. При этом уровень прибыли при расчете цены не может превышать 25% затрат.
Владимир Комоедов полагает, что эти процедуры необходимо исключить из процесса закупки, в том числе и из-за невозможности определить цену разведывательной техники силами экспертов, далеких от соответствующей специфики. Кроме того, поправки направлены на защиту от шпионажа. «В целях… повышения уровня безопасности разведывательной деятельности предлагается установить возможность закупки… у единственного поставщика, исключив обязательную независимую экспертизу… в силу уникальности изделий и отсутствия вне разведывательных органов лиц, обладающих специальными познаниями в указанной области», - отмечается в пояснительной записке.
Как сообщил источник «Известий» в аппарате военно-промышленной комиссии, закупки техники для разведки проводятся с помощью закрытых конкурсов, которые объявляет заказчик.
- Для спецслужб Рособоронпоставка конкурсы на спецоборудование не проводит. Спецслужбы самостоятельно объявляют закрытые торги и высылают приглашение поставщикам, у которых есть лицензия на производство таких устройств, - рассказал источник.
Зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев поддержал инициативу, Комоедова, отметив, что излишняя открытость процедуры закупок, в том числе и перемещение документации между ведомствами, несет угрозу, когда речь идет о внешней разведке.
- У нас пропали иллюзии по поводу добронамеренности наших партнеров, а также избыточной открытости. Анализируя закупки, можно делать достаточно определенные выводы. Инициативу Комоедова я приветствую, и мне кажется, это не последний из необходимых шагов, - сказал Владимир Гутенев.
Председатель общественного совета при ФСТ Олег Алексеев допускает, что цена на разведывательную технику может согласовываться без участия гражданских структур.
- Такие закупки осуществляются в интересах безопасности, поэтому основным критерием становится качество. Цена - не ключевое условие, наш бюджет и без того достаточно закрыт, мы не знаем расходов по соответствующей статье, как и по многим другим, - сказал Алексеев.
Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» полагают, что необходимость утверждения цены в рамках действующего закона оставляет возможности для действий иностранных спецслужб.