Реформа по децентрализации власти, которую собирается внедрить власть, предусматривает, что в регионах будет оставаться больше заработанных ими денег, и этими средствами они смогут распоряжаться самостоятельно. Сейчас основная часть денег, которые получили регионы, перечисляются в Киев и уже из центра перераспределяются. Но в Украине за прошлый год только 6 регионов отдали в государственный бюджет больше средств, чем получили из столицы. А вот остальные области могут и не обрадоваться самостоятельности, которую им предложит власть - ведь им тогда придется не ждать денег из Киева, а активно зарабатывать их самостоятельно, и возможно, даже вводить местные налоги, пишет «Сегодня».
ЦЕНА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Эксперты считают, что дать регионам полную свободу действий невозможно.
«Полное самоуправление - это утопия. Объективно есть часть госбюджета, которая должна генерироваться в центре - например, соцвыплаты, оборона и так далее», - подчеркивает президент Центра антикризисных исследований Ярослава Жалило.
«Если мы говорим о децентрализации, то по умолчанию все полномочия уходят на места. А уже там должны решать, какие из них передать в центр: Киеву логично отдать госбезопасность и внешнюю политику. Потом будет решаться, сколько стоят те полномочия, которые переданы в центр, и тогда уже снизу формируются бюджеты и госбюджет. Но нужно помнить, что ситуация с дотационностью определенных регионов - не фиксированная. В один момент регион может быть дотационен, в другой - нет. Ситуация меняется», - говорит директор Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Олег Устенко.
ЕВРОПА. «Самый оптимальный вариант для Украины - это модели Британии или Франции (отличаются уровнями госбюджета и названиями админединиц. - Авт.). В Британии графства сами отвечают за наполнение бюджета, а в центр идет только НДС. Налог на прибыль, в первую очередь, должен остаться на местах. Тогда местная власть, даже мэр самого маленького поселка, будет заинтересована в том, чтобы у них регистрировались и работали предприятия. Да, будет конкуренция между регионами, зато не будет все замыкаться на Киеве, как сейчас. Должно быть так: хотите жить богаче - пожалуйста, привлекайте инвесторов, создавайте рабочие места, развивайте бизнес», - рассказал «Сегодня» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
РФ И США. А вот российская или американская федеративная модель Украине не подходит, уверен Жалило (в этих странах трехуровневые бюджеты - федеральный, субъектов федерации и местные. - Авт.): «Нужно комбинировать модели, опираясь на опыт унитарных стран. Федеративная модель, когда регион полностью сам формирует свой бюджет, не для Украины: у нас нет практики формирования самостоятельных налоговых систем, эффективной системы контроля за уплатой таких налогов, а также культуры их уплаты. В итоге дробление государственного бюджета приведет к тому, что по всей стране резко снизится налогоспособность, а параллельно - и эффективность центра по выравниванию уровня жизни в регионах».
«В США размер местных налогов отличается от штата к штату - например, налога по недвижимости. То же самое в Польше - в разных воеводствах могут быть разные налоги. И я не вижу ничего страшного в таких моделях», - не согласен Устенко.
Однако независимо от того, какая схема будет выбрана, важно заинтересовать регион в развитии, подчеркивает Жалило: «Нужно, чтобы финансирование региона прямо зависело от того, насколько эффективно работает в нем бизнес. Сейчас у нас регион заинтересован только в том, чтобы была занятость и платились зарплаты. Местная власть должна получить возможность вводить местные налоги. И за их счет перераспределять выплаты и надбавки по региону. Также важно, чтобы параллельно шла децентрализация полномочий».