Пособие по безработице движется к реальности

Нынешняя редакция программы, об утверждении которой Белый дом объявил вчера, состоит из трех частей: это «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Внешняя трудовая миграция» и «Развитие институтов рынка труда». На финансирование госпрограммы в 2013-2020 годах планируется потратить 672 млрд руб., при этом де-факто борьба за занятость объявляется федеральным делом: на бюджеты субъектов федерации в ее финансировании придется только 89 млрд руб. Цели документа довольно скромны: так, к 2020 году в результате реализации программы предполагается снизить застойную безработицу с 12% до 5% от общего уровня безработицы, увеличить удельный вес трудоустроенных граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости, с 65% до 70% и повысить размер реальной заработной платы с 1,08 до 1,4 раза. Также на 35% обязана в ходе реализации программы сократиться доля незаконных мигрантов, а количество высококвалифицированных иностранных специалистов, наоборот, должно вырасти почти в два раза.

В предыдущей версии документа, которая была обнародована в ноябре 2012 года, аналогичное увеличение выплат безработным также предполагалось - правда, на год раньше, к 2015 году. Сейчас минимальная величина пособия по безработице, которая с 2012 года не изменилась, остается на уровне 850 руб., а максимальная - 4900 руб., что делает пособия по безработице практически незначимым в доходах российских домохозяйств. При этом пособие максимального размера, сейчас хотя бы в какой-то степени приближенное к физиологическому минимуму потребления, по словам аналитика Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игоря Полякова, получают не более 20% вставших на учет, а средний уровень выплат по России составляет около 1,5-2 тыс. руб.

Прожиточный минимум, к которому предполагается приравнять выплаты к 2016 году, для трудоспособного населения России в последнем квартале 2013 года был установлен на уровне 7896 руб. Как сообщили в пресс-службе Минтруда, в ближайшее время методику его расчета изменять не планируется. Число официально зарегистрированных безработных, по данным Росстата на март 2014 года, составляло 941 тыс. человек - соответственно, на данный момент госрасходы на выплату пособий достигают порядка 20 млрд руб. в год.

Увеличение этого уровня в 1,8 раза в реальном выражении к 2016 году заставит федеральный бюджет расходовать на безработных порядка 40 млрд руб. в год. «Пока размер пособия не привлекает людей вставать на учет, однако, если даже он будет увеличен, вряд ли число официальных безработных существенно вырастет»,- отметил господин Поляков. Минтруд также не ожидает роста числа безработных, претендующих на максимальное пособие. Тем не менее переход к концу десятилетия к выплатам пособия, сумма которого способна заместить в доходе домохозяйства плату за наемный труд для низкодоходных профессий, теоретически может стать (при условии дальнейшего увеличения реальных уровней прожиточного минимума) важным фактором на рынке труда. Кроме того, важно, что очередной небольшой шаг к welfare state правительство делает в условиях ожидания некоторого роста безработицы. Сейчас уровень общей безработицы (по методологии МОТ) достиг 5,4% численности экономически активного населения и составляет 4 млн человек; оценки скрытой безработицы, на которую также влияет уровень пособий, дают еще несколько миллионов фактически не занятых.

Анастасия Ъ-Мануйлова, Дмитрий Ъ-Бутрин