Как в России зарабатывают на онлайн-образовании

Александр Оганов три года назад основал образовательный проект Uniweb. Его задача - «ставить вузовское образование на онлайн-рельсы и создавать полноценные образовательные программы от 72 академических часов с выходом на дипломные программы», объясняет он. Оганов в индустрии онлайн-образования работает 10 лет. Разработка полноценных программ, связанных в основном с дополнительным профессиональным образованием, - дело трудоемкое и дорогое, говорит он. У проекта 15 академических партнеров, включая МГИМО, РГГУ, Московскую школу экономики МГУ, Российский международный олимпийский университет, РАНХиГС. «Мы рассматриваем Uniweb как бизнес, но с длинным горизонтом окупаемости, и все наши программы платные» - рассказывает Оганов. Например, программа повышения квалификации для менеджеров по связям с общественностью от МГИМО стоит 40 000 руб. 97% тех, кто покупает курс, доходит до конца: мотивация у этих учеников другая, нежели на бесплатных курсах.

Кто платит за обучение

Эта цифра сильно завышена, процент дошедших до конца на платных курсах составляет 25-30%, считает Елена Масолова, основатель Eduson. (По данным Coursera, до конца бесплатного курса обычно доходит всего 5-8% начавших онлайн-обучение.) Eduson - образовательная платформа, которая специализируется на прикладных бизнес-тематиках и корпоративном обучении. Здесь при выборе лекторов делают ставку не на академиков, а на практиков, предпочитая иностранных менеджеров и гуру бизнеса. К примеру, курс о том, как выводить компанию на IPO, прочитал Ари Кравчин, один из директоров Merrill Lynch.

Масолова запустила проект в апреле 2013 г., вложив в него собственные средства - несколько сотен тысяч долларов (она - сооснователь Groupon Russia). Масолова надеется, что к лету проект окупится. Курсы покупают и индивидуальные пользователи, но они Eduson не очень интересны: они приносят 70 000 руб., а типичный корпоративный контракт - $30 000. Корпоративные клиенты появились в сентябре 2013 г. К примеру, Новолипецкий металлургический комбинат, который приобрел курс по основам бережливого производства.

Проекту удалось привлечь к сотрудничеству команду лекторов известных бизнес-школ - Wharton, Insead, LSE, HEC, успешных предпринимателей и управленцев. Лекции обычно длятся от двух до восьми часов и богаты кейсами и практическими советами. Но самыми популярными стали все-таки курсы российских лекторов на актуальные темы - «Управление политической кампанией» от Леонида Волкова, руководителя штаба Алексея Навального, и «Финансовое моделирование в Exel» от Наталии Загвоздиной, бывшего вице-президента «Ренессанс-капитала».

С престижным дипломом

Онлайн-образование развивается очень бурно, рассказывает Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок «Сколково». В последние годы новые проекты открывались один за другим: Coursera, EdX, Udacity. Курс обычно состоит из видеолекций с субтитрами, домашних заданий, текстовых конспектов лекций, тестов и итоговых экзаменов. Тем, кто проходит курс, выдается сертификат. Coursera недавно начала продавать сертификаты, подтверждающие окончание курса, за $500 и за несколько месяцев заработала на этом $250 000, приводит он пример. Сервис Lynda.com собрал около 2500 обучающих курсов, на которые можно подписаться: купить абонемент, как в фитнес-клуб. И привлек $103 млн частного инвестора, который надеется, что они окупятся, говорит Конанчук.