Выгоды от реализации этого масштабного проекта очевидны: 2 тысячи километров водного пути Е40 свяжут три страны с крупнейшими рынками Евразии. Впрочем, более дешевые и экологически чистые грузоперевозки - лишь один из плюсов. И скорое подписание в польском сейме «Варшавской декларации» свидетельствует: остальные не заставят себя долго ждать.
За день до утверждения документа белорусская, польская и украинская делегации посетили с рабочим визитом город Люблин. Здесь коллеги по проекту обсудили уже реально существующее техническое задание по технико-экономическому обоснованию восстановления водного пути Е40.
- К его доработке мы привлекли экспертов из Чехии, и с определенными изменениями техзадание в Люблине было принято, - рассказал Николай Котецкий, генеральный директор предприятия «Днепро-Бугский водный путь». - Это важный шаг в реализации проекта. Теперь необходимо выбрать и утвердить приоритетный вариант восстановления пути Е40 на международном уровне и привлечь к нему внимание как национальных, так и общеевропейских структур. Нужна поддержка на всех уровнях, и от того, насколько значительной она будет, зависит успех всего проекта.
Приоритетный вариант ревитализации пути Е40 выберут из трех предложенных. Каждому из них дадут экономическую и экологическую оценку. Кроме того, эксперты выяснят влияние восстановленной магистрали на туризм, гидроэнергетику и промышленность.
- Финансирование же и строительство новых объектов на белорусском участке водного пути Е40 будет зависеть от подрядчика, который выиграет тендер, - отметил Александр Захаренко, начальник управления речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций. - Но фактически мы уже сейчас готовы работать с теми объемами, которые предполагает восстановление водного пути Е40 на участке Днепр - Висла. По европейской системе оценки Днепро-Бугский водный путь имеет класс 4А. В соответствии с правительственной программой мы продолжаем модернизацию объектов пути до 5А класса. Как только углубим дно и проведем остальные работы, получим инфраструктуру качественно нового уровня.
Идея воссоздания водного пути Е40 на участке Днепр - Висла появилась не случайно. С древних времен эти реки играли важную роль в жизни народов Беларуси, Польши и Украины. Но сегодня суда могут пройти лишь по участку от Бреста до Херсона, поэтому завершение пути Е40 невозможно без организации судоходства по Западному Бугу от Бреста до Варшавы. Выступивший на конференции председатель Польского геополитического общества профессор Лешек Мочульски считает, что восстановить естественную роль этих рек в коммуникации трех народов значит вновь объединить их экономически, культурно, цивилизационно и даже политически.
- И хотя сегодня водные пути уже утратили исключительную роль в жизни людей, тем не менее природные магистрали вновь приобретают значение с точки зрения строительства единой Европы, - добавил Лешек Мочульски.
Секретарь посольства Беларуси в Польше Игорь Секрета убежден: восстановленный водный путь Е40 станет серьезным основанием для еще более масштабной экономической интеграции на базе Европейского и Таможенного союзов.
- В 1970 - 1980-е годы многим не верилось, что Польша когда-либо станет частью такой мощной экономической системы, как Европейский союз, - заметил Игорь Секрета. - Однако сегодня мы видим: казавшееся нереальным осуществилось. И не исключено, что амбициозные планы по созданию единого экономического пространства от Бретони до Владивостока также станут реальностью. Беларусь хорошо осознает свое положение между Европой и Азией, которое вместе с таможенными и логистическими центрами делает нашу страну важным узлом и стратегической площадкой для продвижения европейских товаров на Востоке. И в свете происходящих на континенте изменений все более важным становится трансграничное сотрудничество в регионе и воссоздание водного пути Е40.
Впрочем, несмотря на блестящую перспективу водной магистрали, эксперты считают, что на пути к реализации столь масштабного проекта не избежать проблем и перестройки нынешней системы работы.
Профессор Лешек Мочульски предположил, что рекой преткновения станет как раз Западный Буг, который в Польше протекает по территории сразу двух национальных парков.
- Создание каналов на реке может привести к серьезным изменениям в укладе жизни местного населения, - заметил профессор, - и тогда мы столкнемся с протестами не экологов, а обычных людей.
Председатель совета компании «ОТ Логистик С.А» Петр Павловский считает, что вместе с реализацией проекта по восстановлению необходимо увеличивать и количество самих каналов. А это, по мнению Петра Нойшевского из товарищества «Польских водных путей», не имеет смысла без увеличения числа прогулочных лодок со всеми удобствами на борту, строительства АЗС на воде и создания туристического продукта даже в самых мелких портах - одним словом, всего того, что необходимо для полноценного водного туризма.
К подписанию «Варшавской декларации» участники конференции пришли с пониманием того, что на гладком водном пути восстановления магистрали Е40 может встретиться не один подводный камень. Впрочем, подписанный тремя странами документ подтверждает: углублять сотрудничество и работать на общее будущее соседи готовы сообща.