Штрафы с 'зайцев' в электричках отдадут на откуп частникам

Московско-Тверская центральная пассажирская компания (МТППК), которая является оператором подмосковных электричек, отдает на аутсорсинг борьбу с безбилетным проездом. Об этом «Известиям» сообщил источник в компании. В дополнение к штатным контролерам МТППК нанимает индивидуальных предпринимателей, которые выполняют те же функции. Чем больше денег соберет такой контролер, тем больше будет его собственный доход. Если он за месяц соберет более 220 тыс. рублей с «зайцев», он сможет получить 38% от суммы.

Согласно условиям контракта, который компания заключает с индивидуальным предпринимателем, в его обязанности входит проверка билетов у пассажиров, а также работа с «зайцами». В частности, он должен «оформлять проездные и провозные документы (билеты) в поездах пригородного сообщения» тем, у кого их нет, «осуществлять сбор у граждан денежных средств в счет оплаты проезда», «принимать меры, направленные на удаление из поезда пригородного сообщения граждан, проезжающих без проездных документов». Индивидуальный предприниматель получает у компании «билетную ленту» и каждый день сдает выручку в кассу. Его собственная выручка зависит от выручки МТППК. Если он собирает за месяц до 85 тыс. рублей, то ему полагается 16% от этой суммы. Если он собирает за месяц более 222 тыс. рублей, он берет 38% от суммы. Внутри этого диапазона есть еще много промежуточных вариантов. По словам представителей МТППК, система, по которой работают контролеры компании, предусматривает и оклад, и бонусную часть. Однако последняя меньше, чем предлагаемая система оплаты для индивидуальных предпринимателей.

Компания МТППК обслуживает движение электричек по Ленинградскому направлению на территории Москвы, Московской области, Тверской области и захватывает частично Псковскую и Новгородскую области.

Другой оператор подмосковных электричек - ОАО «Центральная ППК» - не планирует отдавать проверку билетов в поездах на аутсорсинг. Об этом сообщил начальник по связям с общественностью компании Илья Черняев. Между тем в настоящее время компания проводит конкурс на оказание услуг по проверки билетов и борьбы с безбилетниками у турникетов Автоматизированной системы оплаты, контроля и учета проезда в электропоездах (АСОКУПЭ).

В 2011 году глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин
заявил, что безбилетники на электричках ежегодно лишают бюджет
компаний-перевозчиков порядка 4 млрд рублей. По его словам, на
эти деньги можно увеличить парк на 50 электропоездов при средней
стоимости каждой электрички в 80 млн рублей. По данным за 2013 год, МЖД перевезла 620 млн человек, при этом 124 млн из них составили безбилетники. На сегодняшний день средняя стоимость билета на территории Москвы и области составляет примерно 70 рублей, таким образом, убыток, нанесенный «зайцами» компаниям-перевозчикам за 2013 год, мог составить более 8,5 млрд рублей.

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отметил, что такая мера направлена на повышение эффективности сбора доходов.

- Дело в том, что достаточно сложно материально заинтересовать контролеров выполнять работу по проверке билетов добросовестно. Выездные инспекции показали, что фактически к группе контролеров необходимо приставлять еще одну группу - проверяющих, которая уже будет непосредственно их контролировать, - сказал Савчук. - Смысл привлечения индивидуальных предпринимателей заключается в том, чтобы экономическими методами стимулировать контролеров и билетных кассиров к повышению сбора выручки. Привлечение частных компаний снижает экономические расходы МТППК на содержание штата.

Глава управления по взаимодействию с федеральными транспортными системами подмосковного министерства транспорта Дмитрий Матюхин сказал, что пригородные компании недополучают значительную часть прибыли из-за большого количества безбилетников.

- Эти деньги могли бы быть направлены на обновление подвижного состава и реконструкцию пригородной инфраструктуры, в частности навесы над платформами, туалеты, - отметил Матюхин. - Сложность заключается еще и в том, что в отчетах, которые мы получаем от пригородных компаний, предоставлены только данные по количеству пассажиров, законно проехавших на пригородных электричках. В то время как реальное количество пассажиров с учетом «зайцев» может быть в два раза больше. В связи с этим нам сложно предоставить необходимое количество транспорта для полноценного обслуживания пассажиров в Подмосковье.

По словам экспертов, сложностей с взиманием штрафов новыми кондукторами не возникнет. Как пояснил гендиректор юридического агентства «Астрея» Алексей Бардаков, по нормам Гражданского кодекса пассажирская компания передает на аутсорсинг не только услугу, но и все свои полномочия по реализации контроля проезда в электричках.

- При этом применять силу ранее не могли и «обычные» контролеры, - пояснил он. - В случае, если пассажир отказывался оплачивать проезд или покидать поезд, вызывались сотрудники полиции, которые должны сопровождать электричку - они уже составляли протокол административного нарушения и выписывали штраф или забирали особо буйного «зайца» с собой в отделение.