На московских электронных картах появится 'машина времени'

Столичные власти разрабатывают функцию «машина времени» для городских карт - электронного атласа Москвы. Она позволит пользователям просматривать карту столицы, начиная от 1990-х годов и заканчивая планами по развитию города на три года вперед. Об этом M24.ru сообщила пресс-секретарь департамента информационных технологий Елена Новикова. По ее словам, сервис начнет тестироваться осенью этого года, а в полном формате запустится уже в 2015 году. На картах, возможно, появятся фотографии старой Москвы.

«Сервис 'машина времени' позволит жителям города просматривать карты города разных периодов», - рассказала Елена Новикова. В интерфейсе атласа будет сделан специальный бегунок с возможностью «откатить» карту на определенный период, например в 1990-е годы, или, наоборот, отправиться в будущее и посмотреть, каким будет план столицы через несколько лет. «В зависимости от выбранного года на карте будут меняться дороги, плотность застройки, можно будет 'разобрать' 'Москва-Сити', или посмотреть, как будет выглядеть МКАД после реконструкции всех развязок», - пояснила Новикова.

Данные о строительстве в городе будут собираться со всех столичных ведомств. «Сейчас департаменты уже используют электронный атлас как внутренний инструмент для планирования, поэтому получить данные о будущем города несложно», - отметила Новикова. По ее словам сам бегунок начнут тестировать осенью этого года, а в полном формате с возможностью просматривать градостроительные изменения «машину времени» запустят уже в 2015 году.

Этот сервис может быть полезен для тех, кто выбирает себе жилье, полагает Елена Новикова. «Например, если горожанин собирается купить квартиру в каком-то районе, он сможет открыть карту и посмотреть, как район изменится в ближайшие несколько лет. То есть мы хотим, чтобы электронный атлас был не простой статичной картой, а планом города в динамике», - пояснила она.

Кроме того, в атласе можно будет увидеть не только старые карты, но и старые панорамы города. «Сейчас разница между ними не столь очевидна: первые панорамы были сделаны в конце прошлого года, а первые обновления по Северному и Северо-Восточному округам появятся только в мае этого года. Прошел небольшой период, но через несколько лет это будет уже интересная опция», - рассказала Новикова.

Если старые планы города будут пользоваться спросом, то на карту могут добавить и фотографии столицы 1990-х, а может быть, и более ранние. Для этого нужно будет интегрировать атлас с проектом «Узнай Москву», где уже можно посмотреть старые фото городских улиц. «Также у нас есть техническая возможность воспроизвести на атласе процесс строительства различных объектов с помощью стоп-кадров с городских систем видеонаблюдения, которые сейчас есть на большинстве городских стройплощадок», - добавила представитель IT-ведомства. Однако эти идеи еще не были утверждены в концепции проекта.

Директор некоммерческого партнерства «Информационная культура» Иван Бегтин отметил, что стоимость проекта зависит от многих факторов. «Все зависит от дизайна, механизмов визуализации, адаптации сервиса под разные мобильные платформы, ожидаемой посещаемости. Поэтому разброс цен может быть от 1 до 10 млн рублей», - отметил он.

Экс-глава НИиПИ Генплана Сергей Ткаченко отметил, что фактически город располагает возможностью добавить в «машину времени» карты вплоть до середины XV века. «В Москве уже давно прошла большая работа по оцифровке карт и найти планы города 1990-х годов не составит проблем», - отметил он. Однако, он выразил сомнение в том, что часть сервиса, которая должна отправить москвича в будущее, даст достаточно точный прогноз. «В итоге какие-то проекты могут отмениться, какие-то 'заморозиться', и, в любом случае, строительство будущего города на карте нужно начинать с момента, когда появится новый генплан», - пояснил эксперт. К слову, Генплан обещают утвердить как раз в 2015 году.

Генеральный директор компании NextGis Максим Дубинин полагает, что нанести планы 1990-х годов на электронный атлас будет несложно. «Для этого достаточно совместить планы, наложив друг на друга те строения, которые во все периоды оставались в городе на своем месте и не перестраивались», - рассказал эксперт. По его словам, куда сложнее будет найти старые адресные перечни домов. «Логично, что машина будет давать не только картинку на карте, но и хотя бы возможность по клику на объект получить его адрес»,- пояснил Дубинин.

Он отметил, что визуально слои, скорее всего, не будут выглядеть однородными. «Не думаю, что департамент станет тратить бюджетные средства на перерисовку планов - это очень долгий и трудоемкий процесс», - заявил Дубинин.

Советник главы Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Сатин предположил, что приложение будет интересно тем, кто пытается сравнить различные факты, выяснить, каким был внешний вид улиц в период работы того или иного главы города.

Электронный атлас Москвы появился в начале 2013 года. К декабрю туда добавили трехмерные панорамы, на создание которых было потрачено 32 млн рублей. Для того, чтобы открыть эту опцию, отсняли 5,5 тысячи км городских площадей, а данные обещали обновлять два раза в год - к 1 июня и к 1 ноября. Отметим также, что в конце апреля 2014 года на электронном атласе появились ЗD-панорамы ВВЦ.

Кроме того, вскоре сервис позволит наблюдать за движением автобусов, троллейбусов и трамваев.

Дарья Миронова, Наталья Савельева