Россия находится на 93-м месте в мире по качеству инфраструктуры, ссылается EY на результаты отчета о глобальной конкурентоспособности за 2013-2014 гг., который готовит Всемирный экономический форум. Практически все секторы, кроме железнодорожной инфраструктуры (31-е место), нуждаются в улучшениях, говорится в исследовании EY о состоянии инфраструктуры. Сегодня оно будет обнародовано на Петербургском экономическом форуме.
За последние пять лет в России было заявлено о 325 инфраструктурных проектах, пишут аудиторы, 44% из них требуют средств частных инвесторов, в том числе через механизм государственно-частного партнерства (см. инфографику). Участие частного капитала повысило бы эффективность инфраструктурных проектов, считает большинство участников опроса EY (51%). Ставка должна быть сделана на частный капитал, уверен министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка (его слова приводит EY): «Бюджетные деньги - только стартер, инициирующий привлечение инвестиций».
Но бизнесу не хватает мотивации. Больше всего частных инвесторов пугает неопределенность. 68% опрошенных называют одним из основных препятствий недостаточные гарантии возврата инвестиций, 57% - неконкурентные условия выбора исполнителей проектов, 54% - отсутствие понятной стратегии развития инфраструктуры и, как следствие, понимания перспектив таких инвестиций.
Более половины проанализированных проектов запущены, пишет EY, но «в действительности большинство из них откладываются и степень их выполнения не подтверждена». Развитию проектов мешает недостаточная прозрачность процесса принятия решений, считают 72% участников исследования. А также отсутствие единой стратегии в отрасли или регионе (49%), слабая подготовка проектов (39%) и недостатки законодательной базы (36%).
Россия все еще определяется со своим подходом к управлению жизненным циклом проектов, цитирует EY президента ЕБРР Суму Чакрабарти: подбором проекта, его подготовкой, реализацией и мониторингом. Чтобы развивать ГЧП, «необходимо существенно повысить эффективность работы на первых двух этапах», считает он. Такого же мнения придерживаются и участники опроса EY. 69% респондентов призывают к увеличению прозрачности и конкурентности тендеров, 57% - улучшить качество подготовки и выбора проектов.
Важно привлекать иностранных инвесторов и концессионеров, считает председатель советов директоров «Аэрофлота» и РЖД Кирилл Андросов, у них больше опыта и технологий, которые имеют огромное значение. Придется существенно упростить процедуры, замечает гендиректор московского представительства «Кинросс голд» Лу Наумовский (их слова из отчета EY), иностранные инвесторы «не станут терпеть волокиту или произвол мелких чиновников, затягивающих подписание документов и срывающих таким образом проектные сроки». Необходимо обеспечить надлежащую правовую базу, призывает Чакрабарти, в том числе принять закон о ГЧП.